DIM A(5) FOR I= 1 TO 5 INPUT A(I) NEXT I S=0 FOR I=1 TO 5 S=S+A(I) NEXT I PRINT S
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОБЪЕКТЫ И ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗНОЙ ИЛИ ЗНАКОВОЙ ФОРМЕ, ТАКЖЕ В ФОРМЕ ТАБЛИЦ, БЛОК-СХЕМ, И Т.Д.
DIM A(5) FOR I= 1 TO 5 INPUT A(I) NEXT I S=0 FOR I=1 TO 5 S=S+A(I) NEXT I PRINT S В БИОЛОГИИ: ВЕСЬ ЖИВОТНЫЙ МИР РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ТИП, КЛАСС, ОТРЯД, СЕМЕЙСТВО, РОД, ВИД)
Словесные модели – устные и письменные описания с использованием иллюстраций Математические модели – математические формулы, отображающие связь различных параметров объекта или процесса Геометрические модели – графические формы и объемные конструкции Структурные модели – схемы, графики, таблицы, и т.д. Логические модели – такие, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе умозаключений и анализа условий Специальные модели – ноты, химические формулы, и т.д.
Н.Коперник и изображение гелиоцентрической системы Коперника -не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вращается вокруг своей оси и Солнца; -Орбиты всех небесных тел проходят вокруг Солнца. -не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вращается вокруг своей оси и Солнца; -Орбиты всех небесных тел проходят вокруг Солнца.
Формализация – процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков Формальные языки: системы специализированных языковых средств или их символов с точными правилами сочетаемости МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ФОРМУЛ F = ma ЯЗЫК ХИМИЧЕСКИХ ФОРМУЛ H 2 O НОТНАЯ ГРАМОТА
Практическая работа
Работа 1. Объект моделирования: одноклассник. Цель моделирования: построение словесной модели человека. Параметры моделирования. 1.Фамилия, имя, отчество объекта. 2. Черты лица, телосложение (рост и вес) 3. Любимый учебный предмет объекта, причины. 4. Хобби объекта. Инструмент моделирования: текстовый процессор Microsoft Word. Тема: «Построение словесной модели в среде текстового редактора»
Ход работы. 1. Откройте текстовый редактор Microsoft Word. 2. Выберите объект моделирования (любого одноклассника). 3. Составьте его мысленный образ в соответствии с параметрами моделирования. 4. Оформите мысленный образ средствами текстового редактора. 5. Покажите результат учителю.
Работа 2. Тема: «Построение математической модели средствами редактора формул» Объект моделирования: математическая формула прямолинейного равноускоренного движения тела (изменение координаты x) Цель моделирования: построение математической модели Инструмент моделирования: редактор формул Microsoft Equation.
Ход работы. 1. Откройте текстовый процессор Microsoft Word. 2. Выбрать в меню Вставка команду Объект 3. Выбрать Microsoft Eqation Составить формулу с помощью наборов символов и шаблонов. 5. Ниже формулы в документе поясните обозначения, используемые в записи (описание величин). 5. Результат работы покажите учителю. 1. Откройте текстовый процессор Microsoft Word. 2. Выбрать в меню Вставка команду Объект 3. Выбрать Microsoft Eqation Составить формулу с помощью наборов символов и шаблонов. 5. Ниже формулы в документе поясните обозначения, используемые в записи (описание величин). 5. Результат работы покажите учителю.
1)Определите последовательность набора формулы; 2)Все символы набираются последовательно, с помощью клавиатуры; 3)Числа, знаки и переменные можно вводить с клавиатуры; 4)Перемещаться между элементами формулы можно с помощью клавиш управления курсором или щелчком мыши установить курсор в нужное место; 5)Если формул несколько, отделяйте одну от другой нажатием клавиши Enter; 6)Если Вы хотите набрать текст, находясь в редакторе формул, следует выбрать Стиль, Текст. Для редактирования формулы дважды щелкните по ней. Инструкция СОВЕТЫ ПО НАБОРУ ФОРМУЛ
1- символы отношений; 2- пробелы и многоточия; 3- надстрочные знаки; 4- операторы; 5- стрелки; 6- логические символы; 7- знаки теории множеств; 8- разные символы; 9- греческие буквы (прописные); 10- греческие буквы (строчные); 11- шаблоны скобок; 12- шаблоны дробей и радикалов; 13- шаблоны верхних и нижних символов; 14- шаблоны сумм; 15- шаблоны интегралов; 16- шаблоны надчеркивания и подчеркивания; 17- шаблоны стрелок с текстом; 18- шаблоны произведений и символов теории множеств; 19- шаблоны матриц. ПАНЕЛЬ СИМВОЛОВ И ШАБЛОНОВ
1. Знать классификацию моделей по форме представления. 2. Приведите примеры словесных и математических моделей. С помощью каких программных инструментов можно создавать такие модели? 3. Составьте словесную модель объяснения с родителями в ситуации, когда вы получили «двойку». Попробуйте убедить родителей в том, что ваша «двойка» является едва ли не благом. 4. По приведенной словесной модели составьте математическую модель: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Выполните это задание с помощью компьютера.
Литература: 1.Н. Угринович «Информатика. Базовый курс – 9» 2.С.Бешенков, Е.Ракитина «Информатика. Систематический курс – 10» 3.Н.В. Макарова «Информатика 7 –9», 4.О.Л.Соколова. «Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс». Москва. «ВАКО», 2006.