ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Член-корр. РАО, д. пед. н. А. Н. Захлебный д. б. н. Е. Н. Дзятковская
ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАО ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ЭКОЛОГИИ СО РАМН Медико-психолого-педагогические аспекты информационно-психологической безопасности школьников и ее обеспечения в учебном процессе
СТРУКТУРА информационно-психологической опасности количественный качественный низкая проницаемость, высокая ответственность за результат ОБЩЕНИЕ РАБОТА С УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ Информационный стресс объем
КАЧЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС Распространенность психосоматических расстройств Распространенность психосоматических расстройств Обследовано ребенка от 6 до 11 лет Для сравнения: Швейцария – 33,1% Германия – 40, 9% Для сравнения: Швейцария – 33,1% Германия – 40, 9% 1 класс 4 класс 46% 72% Центр медицинской экологии СО РАМН
КАЧЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС НЕЭРГОНОМИЧНОСТЬ (нерациональность организации) УМСТВЕННОГО ТРУДА АВТОРИТАРНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКА (особенности восприятия, обработки информации и т. д.) НЕЗРЕЛОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (до 60% первоклассников имеют незрелость фонематического слуха и т. д.) содержание и методы преподавания содержание и методы учения И С Т О Ч Н И К И В чем причины?
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ» Формирование культуры учебного труда здоровье - как образовательный продукт, результат рациональной учебной деятельности «Вы учите, а мы будет лечить» - МЕДИЦИНСКИЕ - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ - СОБСТВЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Пути решения ? «Вы учите, а мы организовываем режим» «Вы учите, а мы снимаем стрессы» НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Требуется: Новое направление: СОПРОВОЖДЕНИЕСОПРОВОЖДЕНИЕ
Здоровье - как педагогический продукт, результат рациональной учебной деятельности НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пути решения ? РЕСУРС 1 РЕСУРС 2
Законодательное обеспечение информационно-психологической безопасности обучающихся Экспертный совет по образованию в области экологии, здоровья, безопасности жизни при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ - учет скрытых учебных нагрузок, плотности занятий - разработка показателей эргономичности умственного труда - контроль режима эксперимента, инновации, профильного обучения - контроль условий труда педагога … РЕСУРС 1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ:
РЕСУРС 2 культура преподавания КУЛЬТУРА РАБОТЫ С УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ культура учения УМЕНИЯ УЧИТЬСЯУМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Умение учиться Апробация рабочих тетрадей «Учусь учиться» - снижает затраты времени на выполнение домашних заданий в среднем на 25%; - улучшает психофизиологические и биохимические показатели мозговой деятельности учащихся; - снижает зависимость результатов обучения от индивидуально-типологических особенностей детей, состояния их здоровья; - стимулирует развитие психических функций; -уменьшает распространенность функциональных расстройств среди учащихся, связанных с качественным информационным стрессом
класс класс класс группы здоровья Динамика групп здоровья школьников при формировании умений учиться По данным ВСНЦ СО РАМН % детей