Доктор биологических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры ТООП ТЭИ Сибирского федерального университета Первышина Галина Григорьевна Научное направление «Химия и химические технологии». Методы исследования.
Определение метода исследования Научная методика также нужна ученому, как техника пианисту или скрипачу А.А. Абрамзон Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений. Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация
Общенаучные методы Наблюдение, Эксперимент, Анализ, Синтез, Индукция, Дедукция Моделирование и др. Методы должны быть научными, нельзя полагаться только на «здравый смысл». Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод. Биология более проста по объектам, чем физика, поэтому там применим метод проб и ошибок, а в физике – строгие математические методы. В химии наиболее реален метод выдвижения гипотез.
Наблюдение: Активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность
Сравнение Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительно-сти. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или не-скольким объектам
Измерение Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об ок-ружающей действительности
Эксперимент Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специ-ально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств
Абстрагирование Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественного, вы-делении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сто-рон предмета исследования. Процесс абстрагирования это совокупность опера-ций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстрак-ции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.
Анализ Изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем от- дельных сторон
Синтез Соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (сис- тему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе позна-ния
Индукция Основой индукции являются данные, полученные путем наблюдений
Дедукция Переход от общего знания о предметах к единичному знанию об отдельном пред- мете
Моделирование Метод исследования объектов с помощью моделей аналогов определенного фрагмента природной и социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов. По ха-рактеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, вос-производящей геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики объекта оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы т.п.
Обобщение Одно из мыслительных действий, которое присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необхо-димое ему для правильной ориентации в окружающем мире
Прогнозирование Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем
Беседа Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации