Научное направление «Химия и химические технологии». Подготовка к защите учебно- исследовательской работы
Процедура защиты научно-исследовательской работы и подготовка к ней Подготовка к защите обычно начинается с составления доклада. Как правило, его можно разделить на три части. Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение работы. Вторая часть, самая большая в докладе, посвящается основным результатам исследования. Заканчивается доклад заключительной частью, которая строится по тексту заключения научно-исследовательской работы. В ней перечисляются основные выводы работы. К тексту доклада могут быть приложены дополнительные материалы (схемы, графики, диаграммы и т.п.), которые необходимы для доказательства выдвигаемых положений и обоснования выводов, а также предложенных рекомендаций. Защита научно-исследовательских работ обычно проходит публично. Защита работы не должна строиться на основе чтения, лучше пересказывать заранее подготовленные тезисы доклада. При этом докладчику следует сосредоточивать особое внимание на главных итогах исследования. При необходимости ему стоит делать ссылки на чертежи, таблицы и графики. Все эти материалы должны оформляться так, чтобы их можно было демонстрировать без особых затруднений и они оказались видны всем присутствующим в зале.
Правила публичного выступления Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Речь должна быть также выразительной, что зависит от ее темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям. Большое значение имеет выбор одежды. Элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и расположению жюри. Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и понять смысл того, что интересует задавшего его человека. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.
Особенности языка и стиля научно- исследовательской работы Научный стиль имеет свои особенности: подчеркнутую строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте; точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики; отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной; объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности; ясность умение писать доступно и доходчиво; краткость умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и «словесного мусора». Важно уметь связать накопленную информацию в связанный текст. Для этого необходимо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения я и глаголов в первом лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные («считают, что…»), безличные («известно, что…»), определенно-личные («рассмотрим проблему…»).
Речевые функции и лексические средства Причина и следствие (и) поэтому, потому, так как поскольку следует отсюда следует откуда следует вследствие в результате в зависимости от… в связи с этим, согласно этому в таком случае в этом случае в этих условиях при таких условиях Условие и следствие что свидетельствует что указывает что говорит что соответствует что позволяет что способствует следовательно Временная соотнесенность сначала, прежде всего, в первую очередь первым шагом последующим шагом предшествующим шагом одновременно, в то же время, здесь же предварительно, ранее, выше еще раз, вновь, снова затем, далее, потом, ниже в дальнейшем, в последующем, впоследствии во-первых, во-вторых и т.д.
Речевые функции и лексические средства Сопоставление и противопоставление как…, так и…; так же, как и… не только, но и… по сравнению; если…, то… в отличие, в противоположность, наоборот аналогично, также, таким же образом с одной стороны, с другой стороны в то время как, между тем, вместе с тем Дополнение и уточнение также и, причем, при этом, вместе с тем кроме того сверх того более того главным образом, особенно Ссылка на предыдущее или последующее высказывание как было обнаружено как было найдено как говорилось выше как отмечалось выше как указывалось выше согласно этому соответственно этому в связи с этим, в соответствии с этим в связи с вышеизложенным данный, названный и т.д.
Речевые функции и лексические средства Обобщение, вывод таким образом, итак, следовательно в результате, в итоге, в конечном счете отсюда (откуда) следует отсюда (откуда) вытекает отсюда (откуда) понятно отсюда (откуда) ясно это позволяет сделать вывод это сводится к следующему это свидетельствует наконец, в заключение Введение новой информации рассмотрим следующие случаи остановимся подробно на… приведем несколько примеров некоторые дополнительные замечания... Указание на источник того или иного сообщения по мнению… по словам… Иллюстрация сказанного например, так, в качестве примера примером может служить такой как (например) в случае, для случая о чем можно судить, что очевидно
Как отделять главное от второстепенного Одним из основных навыков исследователя является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисления принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы. Второстепенная информация может либо разъяснять главную информацию, либо отражать вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики от-дельных явлений, описания, второстепенные факты из чьей-либо биографии, а также разного рода комментарии.
Способы сжатия текста Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Например, в предложении «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле» избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберем их. Смысл предложения не изменится. При этом оно только выиграет от сжатия. Обобщение нескольких однородных мелких вопросов. В этом случае сначала необходимо найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, т.е. переформулировать мысль своими словами. Сочетание исключения и обобщения
Памятка о правилах сжатия текста 1. Выделите опорные слова в предложении. 2. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть. 3. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию. 4. Сжато изложите содержание предложения, абзаца, текста. 5. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания. 6. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. 7. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста. 8. Проделайте следующую работу с текстом: составьте к нему план; отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом; через несколько дней «расшифруйте» написанное, т.е. попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи; сравните результат «восстановления» с исходным текстом.