Здравствуй, уважаемый Юный исследователь!!! Тебе предстоит сложная, кропотливая работа. Твоими помощниками будут вот эти персонажи. Если на слайде встретится Умница или Умник, значит нужно внимательно прочитать то, что написано. Если тебе повстречается Эрудит или Эврика, значит информацию на этом слайде ты размещаешь сам. Пишешь ответ на вопрос.
Словарь Предлагаю тебе познакомиться с понятиями, с которыми тебе предстоит встретиться в этой презентации. План исследовательской работы – это ряд предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных последовательно для достижения результата. Другими словами это твои шаги к достижению поставленной цели. Цель отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задача на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?» Методы-это средства, которыми можно пользоваться для достижения цели.
План исследовательской работы Тема работы Как применить методы заполнения магических квадратов при решении нестандартных задач? Автор (коллектив авторов) Прожерина Арина Дмитриевна Фото автора Район, город (село) г. Дивногорск Школа, класс МБОУ СОШ 5, 6А класс
Как составить план исследовательской работы? Прежде чем составить план, надо поставить для себя цель (она одна) и задачи, которые помогут достичь цели (их много). Далее нужно ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Нужно определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаю доступные вам методы исследования: подумать самостоятельно прочитать книги о том, что исследуешь найти информацию в Интернете познакомиться с кино- телефильмами по вашей тематике спросить у других людей понаблюдать провести эксперимент
Цель Применить способы заполнения магических квадратов для составления сборника нестандартных задач Магические квадраты.
Задачи Найти задачи на заполнение магических квадратов нечетного порядка; Авторское составление задач; Составить задачи для самостоятельного решения.
Метод 1. Думаю сам С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы: Что я знаю по теме исследования? Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования? Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
Что я знаю по теме исследования? Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования? В предыдущей моей работе, «Как построить магический квадрат?», я освоила два способа заполнения магического квадрата нечетного порядка: метод террас (до строения) и метод «ход конем». На основе этого я составила свою блок- схему заполнения магического квадрата нечетного порядка (см. приложение). Новая работа является продолжением, так как целью этой работы является применение полученных знаний при решении нестандартных задач и составления сборника задач. Все задачи по содержанию я разбила на три уровня: Заполнение магических квадратов при условии, что известна его магическая постоянная и расположение некоторых чисел; Заполнение магических квадратов, если известен ряд чисел и расположение некоторых чисел в квадрате, но неизвестна его магическая постоянная; Заполнение магических квадратов, если известен только ряд чисел. Особенно интересен третий случай - объект моего исследования.
Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования? Не существует единственного способа заполнения магических квадратов разных порядков, но имеются некоторые закономерности. Наиболее применимы и понятны для меня – это ход конем и метод террас. Без знания этих способов вряд ли удается решить нестандартные задачи на данную тему. Долгое время задачи по заполнению квадратов считалось решением головоломок. Такие задачи назывались крепкими орешками.
Метод 2. Читаю книги о том, что исследую Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто. Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Книги Автор Название книги Год издания Город ИздательствоКол-во страниц Марсель Денези «Величайшие головоломки мира» 2009Москва Мир энциклопедий Аванта+ 272 Труднев В. П. «Считай, смекай, отгадывай» 1970МоскваМ.: Просвещение 128 Н. К. Антонович «Как научиться решать задачи?» 1994НовосибирскРИПЭЛ «Я изучаю мир» 1999 г.МоскваАСТ
Статьи Автор Название статьи Название журнала Год Страницы
Энциклопедии, справочники Автор Название энциклопедии, справочника Название статьи Год Страницы
Что я узнал из литературных источников? В литературе, познакомившись ранее со способами заполнения магических квадратов, я искала задачи, которые используются в олимпиадах. Оказалось, что их не так уж и много. Меня удивило, что задачи на заполнение магических квадратов во времена Льюиса Кэрролла и Генри Э. Дьюдени считались головоломками и «крепкими орешками».
Метод 3. Ищу информацию в Интернете Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Вашими помощниками могут быть различные поисковые системы:
Веб-сайт Автор Название веб- страницы Название веб- сайта Город, область (край), страна ГодМ е ся ц День День URL адрес Н АТАЛИЯ МАКАРОВА М ЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ МАГИЧЕСКИХ КВАДРАТОВ nar od.ru/metody1. htm Ондар Монге «Магические квадраты» г.Кызыл 2012planeta.tspu.ru>files/fil e/ doc Крахина Мария Юрьевна Магический квадрат ola/estestvoznanie/lib rary/magicheskii- kvadrat Волков Л. А. М АГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ pphp Кашапов Алмаз Магдано ва Роксана «Магический квадрат магия или наука» с. Максимов о, Янаульски й район edu.of.ru>attach/1 7/ doc
Что я нашел в Интернете по своей теме? Я познакомилась с работами других ребят. Из Интернета я нашла описание метода террас, задачи. Их оказалось не так много, как хотелось бы.
Метод 4. Смотрю кино- телефильмами по своей тематике Научные, научно-популярные и художественные фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике! Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования. Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования.
Фильм Название РежиссерГод
Что я узнал из фильмов?
Метод 5. Спрашиваю у других людей Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. 1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь (например, учитель). 2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши информацию, полученную от других людей.
Информация, полученная от специалистов О магических квадратах впервые я узнала от учителя математики на занятиях кружка. Они у меня вызвали большой интерес. По рекомендации учителя я прочитала книгу «В путь с математикой», в которой были описаны способы их заполнения. Людмила Николаевна мне дала решать олимпиадные задачи, решив которые я начала искать новые в Интернет-ресурсах.
Информация, полученная от других людей Беседуя с одноклассниками, с учащимися 4-х классов нашей школы и даже с родителями, я обнаружила, что учащиеся могут заполнить самые простейшие магические квадраты третьего порядка, потратив на это минут. Конечно, о таких методах заполнения магических квадратов, как метод террас или «ход конем», ничего не знали.
Метод 6. Наблюдаю Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений На следующих 2-3 слайдах отрази какие результаты ты получил в ходе наблюдений.
Наблюдая я узнала Решая задачи олимпиадного характера, я узнала, что при заполнении квадратов для определения магического числа и суммы всех чисел квадрата можно использовать формулы для нахождения суммы n чисел арифметической прогрессии. Это для меня новые знания.
Наблюдая я сделала выводы Поняв закономерности заполнения (решения) магических квадратов, я смогу сама составлять множество нестандартных задач пор теме «Магические квадраты»
Метод 7. Провожу эксперимент Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт). Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента. На следующий 2-3 слайдах напиши, какие эксперименты ты планируешь провести, что тебе для этого понадобится и кто будет твоим помощником.
Эксперименты, которые я планирую провести Анастасия Викторовна, я сомневаюсь, что я должна сюда написать, ведь все мои исследования я провожу в ходе решения задач. Поэтому я печатаю план работы. План работы: 1. Подбор задач на заполнение магических квадратов из источников; 2. Классификация задач по уровню; 3. Составление своих задач; 4. Решение задач (описание); 5. Составление задач для самостоятельного решения "Проверь себя"; 6. Оформление работы и составление сборника.
Мне понадобится для проведения экспериментов Для составления сборника задач мне требуется наличие самих задач.
Мои дальнейшие шаги Например: 1. Продолжу изучение магических квадратов уже четного порядка. 2. Освою способы заполнения магических квадратов четного порядка. 3. Познакомлю со способами решения нестандартных задач одноклассников, членов математического кружка 6-7 классов. 4. Хочу попробовать издать сборник - как пособие для учащихся. Тебе нужно на этом слайде описать СВОИ собственные дальнейшие шаги, отразить, что ты не успел, над чем планируешь поработать в ближайшее время.