Здравствуй, уважаемый Юный исследователь!!! Тебе предстоит сложная, кропотливая работа. Твоими помощниками будут вот эти персонажи. Если на слайде встретится Умница или Умник, значит нужно внимательно прочитать то, что написано. Если тебе повстречается Эрудит или Эврика, значит информацию на этом слайде ты размещаешь сам. Пишешь ответ на вопрос.
Словарь Предлагаю тебе познакомиться с понятиями, с которыми тебе предстоит встретиться в этой презентации. План исследовательской работы – это ряд предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных последовательно для достижения результата. Другими словами это твои шаги к достижению поставленной цели. Цель отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задача на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?» Методы - это средства, которыми можно пользоваться для достижения цели.
План исследовательской работы Тема работы Что означает моя фамилия? Автор (коллектив авторов) Диана Артюшина Фото автора Район, город (село) Город Боготол Школа, класс Школа 5, 6 класс
Как составить план исследовательской работы? Прежде чем составить план, надо поставить для себя цель (она одна) и задачи, которые помогут достичь цели (их много). Далее нужно ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Нужно определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаю доступные вам методы исследования: подумать самостоятельно прочитать книги о том, что исследуешь найти информацию в Интернете познакомиться с кино- телефильмами по вашей тематике спросить у других людей понаблюдать провести эксперимент
Цель Изучение истории происхождения русских фамилий.
Задачи: 1. подобрать литературу по теме исследования 2. проследить историю возникновения фамилий на Руси; 3. определить основные группы классификации русских фамилий; 4. выявить частотность групп русских фамилий в 6 классе; 5. провести анкетирование учащихся 6 класса с целью осведомленности об истории возникновения своей фамилии; 6. определить значение и историю возникновения собственной фамилии; 7. составить презентацию к работе в программе Microsoft Office PowerPoint.
Метод 1. Думаю сам С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы: Что я знаю по теме исследования? Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования? Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
Что я знаю по теме исследования? Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования? Ещё до начала исследований я уже знала, что все люди нашей страны имеют фамилию. Фамилии написаны в паспортах, свидетельствах о рождении и во многих других документах. Запомнив фамилию с детства, мы на протяжении жизни повторяем её как нечто навсегда данное и сильно значимое для каждого из нас. Однако, мы редко задумываемся о происхождении своей фамилии. Что означает моя фамилия? Редкая, необычная или распространенная моя фамилия, какие тайны несет она.
Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования? Я сделал выводы, что фамилии на территории моего государства существовали не всегда и появились в конце 18 середине 19 века. Я знаю, что первоначально фамилии возникли у привилегированных слоёв населения, а у большинства жителей страны фамилий не было. Прозвища и отчества – вот что было, кроме имен.
Метод 2. Читаю книги о том, что исследую Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто. Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Книги Автор Название книги Год издания ГородИздательство Кол-во страниц Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. 2008Москва Даль В.И.Толковый словарь великорусского языка 2009Москва Беловинский Л. В Российский историко- бытовой словарь. 2008Москва Никонов В.А. География фамилий 2009Москва Федосюк Ю.А. Русские фамилии 2010Москва
Что я узнал из литературных источников? Познакомившись с литературой по данной теме, я узнала, что до середины 19 века фамилия была скорее исключением из правил. Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода, вероятно, перенявшие этот обычай из Великого княжества Литовского. Только в середине 19 века появились фамилии в Центральной России. Фамилии были одинарными и передавались только по мужской линии. У крестьян же фамилий обычно не было, функцию таковых выполняли прозвища и отчества. Я узнала, что часть русских фамилий произошли от личных имен или прозвищ, родовой принадлежности, названий населенных пунктов, церковных праздников и имен святых, по ремесленным занятиям.
Метод 3. Ищу информацию в Интернете Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Вашими помощниками могут быть различные поисковые системы:
Веб-сайт Автор Название веб- страницы Назван ие веб- сайта Город, область (край), страна Год МесяцДеньURL адрес Антон Майдан- Яндебски й proishoz hdeniefa milii 2010 марта 14http://yandex. ru/yandsearch ?tex comarov a-marya proishoz hdeniefa milii 2010 ноябрь я 3proishozhdeni efamilii.mirtes en.ru elkakalin a proishoz hdeniefa milii 2011 марта 24arc.familyspac e.ru
Что я нашел в Интернете по своей теме? Из интернета я узнала историю происхождения своей фамилии и фамилий своих родственников
Метод 4. Смотрю кино- телефильмами по своей тематике Научные, научно-популярные и художественные фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике! Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования. Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования.
Фильм Название РежиссерГод Двойная фамилия Станислав Митин 2006 Третий человек Кэрол Рид 2007 Ровер Дэйнджер Филд Брэд Силберлинг 2008 Гриффины Питер Шин 2010
Что я узнал из фильмов? Из фильмов я узнала как произошли фамилии. Как фамилия сохраняется несколько поколений.
Метод 5. Спрашиваю у других людей Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. 1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь (например, учитель). 2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши информацию, полученную от других людей.
Информация, полученная от других людей От родителей я узнала фамилии своих дедушек и бабушек.
Метод 6. Наблюдаю Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений На следующих 2-3 слайдах отрази какие результаты ты получил в ходе наблюдений.
Наблюдая, я узнала. Учащиеся нашей школы носят фамилии различных групп. Большинство ребят не имеют никакого представления о значении своей фамилии.
Наблюдая я сделал выводы Наблюдая я сделала выводы что многие фамилии существуют с 19 века.
Метод 7. Провожу эксперимент Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт). Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента. На следующий 2-3 слайдах напиши, какие эксперименты ты планируешь провести, что тебе для этого понадобится и кто будет твоим помощником.
Эксперименты, которые я планирую провести Я планирую провести анкетирование ребят 5,6, 7,8 классов, чтобы узнать,что им известно о происхождении и значении своей фамилии. Сделать анализ фамилий ребят 5-8 классов и выяснить насколько часто встречаются фамилии различных групп.
Мне понадобится для проведения экспериментов 1. Составить вопросы к анкете. 2. Составить списки фамилий учащихся. 3. Распределить их по группам. 4. Составить диаграммы по результатам моих исследований.
Мои дальнейшие шаги 1. Прочитаю еще книги по истории происхождения русских фамилий. 2. Познакомлюсь со значение и историей происхождения своей фамилии и своих предков. Попытаюсь выяснить, на какой территории России наиболее распространена моя фамилия 3. Опишу результаты своей работы. 4. Сделаю фото отчет и создам презентацию. Тебе нужно на этом слайде описать СВОИ собственные дальнейшие шаги, отразить, что ты не успел, над чем планируешь поработать в ближайшее время.