Административно-правовые нормы Лекция 3
План 1. Понятие и характеристика административно-правовых норм 2. Особенности структуры административно-правовых норм 3. Виды административно-правовых норм 4. Особенности реализации административно-правовых норм 5. Источники административного права
1. Понятие и характеристика административно-правовых норм
Понятие правовой нормы Юридическая норма – общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках, выступающее в качестве основания и критерия правомерно дозволенного, юридически запрещенного или предписанного поведения субъектов права и обеспеченное силой государственного принуждения. (Алексеев С.С.)
Понятие административно-правовой нормы Административно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. (Бахрах Д.Н.)
Особенности административно- правовых норм – Сфера действия – публичное (государственное) управление, организация и деятельность исполнительной власти. – Цель – обеспечение реализации законов.
Особенности административно- правовых норм – Служат удовлетворению публичного, общегосударственного интереса. – Предназначены для нормативно- ориентирующего, организационного воздействия. – Находятся в строгой иерархии между собой в зависимости от их юридической силы. – Обладают качеством системности.
Особенности административно- правовых норм – Носят специализированный характер. – Носят, как правило, односторонне властный характер. – Среди административно-правовых норм преобладают директивно-обязательные нормы.
Особенности административно- правовых норм – За нарушение административно-правовых норм устанавливаются административные санкции. – Обслуживают и регулируют не только административные, но и иные правоотношения: финансовые, трудовые, земельные, экологические, семейные и др.
2. Особенности структуры административно-правовых норм
диспозиция санкция гипотеза Структура административно- правовой нормы
Гипотеза административно- правовой нормы – условия, при которых норма начинает действовать.
Виды гипотез по степени определенности: безусловно-определённые (гипотезы непосредственно указывают факты, обусловливающие применение данных норм); относительно-определённые (гипотезы указывают факты применения нормы, но субъектам исполнительной власти предоставляется свобода решения вопроса о том, уместно или неуместно применение в данном фактическом случае нормы административного права); безусловно-неопределённые (гипотезы не указывают факты, которые обусловливают применение нормы, уполномоченные субъекты исполнительной власти должны самостоятельно устанавливать эти факты).
Диспозиция – часть административно-правовой нормы, которая содержит само правило поведения, определяет права и обязанности субъектов права.
Виды диспозиций по степени определенности: абсолютно-определенные (такие диспозиции исчерпывающим образом устанавливают содержание деятельности субъектов исполнительной власти, граждан и организаций); абсолютно-неопределенные (субъекты исполнительной власти сами определяют содержание своей деятельности); относительно-определенные (обязанному лицу предоставляется право выбрать один или несколько моделей поведения либо могут устанавливаться определенные пределы применения каких-либо мер).
Виды диспозиций по содержанию: определенные (диспозиция определяет правило поведения); бланкетные (диспозиция содержит ссылку на какие-либо правила в целом); отсылочные (диспозиция содержит ссылку на конкретный нормативный правовой акт, который содержит правило поведения).
Санкция – это часть административно-правовой нормы, которая устанавливает меру ответственности за неисполнение правила, содержащегося в диспозиции.
3. Виды административно-правовых норм
1) По способу воздействия на поведение субъектов права: обязывающие нормы; запрещающие нормы; уполномочивающие нормы (или разрешающие, дозволительные). Профессора Манохин В.М., Козлов Ю.М. выделяют также стимулирующие и поощрительные нормы.
2) По целевому назначению: регулятивные нормы (регулируют законную деятельность субъектов права в сфере государственного управления, устанавливают права, обязанности субъектов права, определяют условия их возникновения); охранительные нормы (обеспечивают защита административно- правовых отношений, определяют условия и порядок применения к субъекту мер государственного (административного) принуждения, а также содержание этих мер).
3) По предметной направленности: административно-материальные нормы устанавливают права, обязанности субъектов административного права, их ответственность, то есть устанавливают административно-правовой статус; административно-процессуальные нормы устанавливают порядок реализации административно-материальных норм.
4) По территориальному масштабу действия: - общефедеральные; - межрегиональные (нормы, действующие на территории двух и более субъектов Российской Федерации); - субъектов Российской Федерации (региональные); - местные (нормы, действующие на территории административно-территориальных единиц – административных районов или территориальных единиц – муниципальных образований).
5) По субъектам, на которых распространяется действие нормы: внутриаппаратные (нормы, действующие на субъектов исполнительной власти и государственного управления); общеобязательные (нормы, действующие в отношении всех субъектов административного права).
6) По юридической силе: законодательные нормы содержатся в законах; подзаконные нормы содержатся в подзаконных нормативных правовых актах (Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных актах федеральных министерств и т.д.)
7) По действию во времени: постоянные (бессрочные) нормы; срочные нормы, для которых заранее установлен срок действия; временные нормы, действующие до принятия постоянных норм.
8) По объёму регулирования: общеотраслевые нормы; межотраслевые нормы; отраслевые нормы.
9) По способу правового регулирования (профессор Ю.А.Тихомиров): нормы-задачи; нормы-принципы; нормы-дефиниции; нормы-санкции; учредительные нормы; договорные нормы; нормы-рекомендации; нормы-стимулы и др.
4. Особенности реализации административно-правовых норм
Способы реализации административно-правовых норм: исполнение; соблюдение; использование;
Способы реализации административно-правовых норм: применение - принятие уполномоченным субъектом исполнительной власти или государственного управления на основе нормы права в пределах предоставленной ему компетенции государственно- властного решения по конкретному административному делу в установленном законом порядке.
5. Источники административного права
Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, то есть юридические акты.
Виды источников административного права Конституция Российской Федерации Международные правовые акты Федеральные акты: Федеральные конституционные законы Федеральные законы: Кодексы, федеральные законы Нормативные указы Президента Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Виды источников административного права Акты субъектов Федерации: Конституции, Уставы субъектов Российской Федерации. Нормативные акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Нормативные акты Правительства субъекта Российской Федерации. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Виды источников административного права Муниципальные правовые акты: Уставы муниципальных образований. Муниципальные нормативные правовые акты, принятые на референдуме. Муниципальные нормативные правовые акты представительного органа муниципального самоуправления. Нормативные правовые акты местной администрации.
Виды источников административного права Особыми источниками являются: Постановления и определения Конституционного суда Российской Федерации. Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации.
Спасибо за внимание!