СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синтаксис
Advertisements

Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
I. Тезис: содержит ответ на вопрос: «Как я понимаю высказывание Степанова?» II. Доказательство: нужно построить на анализе одного лексического и одного.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА Тема 1. Морфология.
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
«С ЛОВАРЬ ЯЗЫКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, О ЧЁМ ДУМАЮТ ЛЮДИ, А ГРАММАТИКА – КАК ОНИ ДУМАЮТ ». С ТЕПАНОВ Работу выполнила: Мостовая Мария 9 «А»
Работа ученицы 10 класса Коноваловой Анны Руководитель: учитель русского языка Николаева Н.Г.
Последовательность освоения морфологическими категориями.
Фразеология Фразеология раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения теоретической лингвистики.
Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С. Лекция 3 Лексикология Слово как единица.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Основные единицы синтаксиса Основные единицы синтаксиса.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
Транксрипт:

СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1

ПРЕДМЕТ СИНТАКСИСА КАК РАЗДЕЛА ГРАММАТИКИ. ЗАДАЧИ СИНТАКСИСА. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА.

Синтаксис – греч. syntaxis «составление, построение, строй». Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий формы и типы предложений, структуру словосочетаний и связи слов в предложении и в словосочетании, т.е. синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. Термин «синтаксис» употребляют и для обозначения объекта изучения. Следовательно, синтаксис языка – это и его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРЕДМЕТ СИНТАКСИСА 1. Синтаксис – учение о словосочетании (напр., Ф.Ф.Фортунатов, М.Н.Петерсон). 2. Синтаксис – учение о предложении (напр., А.А.Шахматов). 3. Синтаксис – учение о словосочетании и предложении (напр., В.В.Виноградов, Н.Ю.Шведова). Это наиболее приемлемая точка зрения

РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРЕДМЕТ СИНТАКСИСА В последнее время получила распространение теория актуального синтаксиса (См.: чешский учёный Матезиус, а также А.С.Мельничук, И.П.Распопов и др.). Представители теории актуального синтаксиса объектом изучения считают предложение, которое нужно анализировать в двух направлениях: а) формальном (грамматическом) и б) актуальном (смысловым)

ТЕОРИЯ АКТУАЛЬНОГО СИНТАКСИСА 1. Формальное изучение предложения сводится к выделению в нём членов предложения: подлежащего, сказуемого, определения, обстоятельства. актуального 2. Целью актуального анализа предложения является выяснение его смыслового построения в данной ситуации речи

ТЕОРИЯ АКТУАЛЬНОГО СИНТАКСИСА 1. Грамматический анализ показывает, что члены предложения выполняют одну и ту же роль в любых условиях языкового общения. Напр., в предложении Отец приехал домой (подл. отец, сказуемое приехал, обстоятельство места домой ) не меняют своей синтаксической функции при любой интонации или перестановке слов. Ср.: Домой приехал отец. - Приехал домой отец

ТЕОРИЯ АКТУАЛЬНОГО СИНТАКСИСА 2. При актуальном же членении предложения его смысловые элементы имеют реальное значение только в данном высказывании. В другой речевой ситуации смысловая структура предложения меняется. Ср.: в предложении Отец приехал домой содержится нечто известное, данное – отец, и об этом данном сообщается нечто новое – приехал домой

ТЕОРИЯ АКТУАЛЬНОГО СИНТАКСИСА При иной интонации или при ином порядке слов то же предложение расчленяется по- другому: Отец приехал (данное) домой (новое); Домой приехал (данное) отец (новое). Анализ смысловой структуры предложения помогает изучать его как единицу речи. Однако в этом направлении русский синтаксис изучен недостаточно. Примеч.: «данное» = это тема (в терминологии актуального членения предложения); «новое» = рема. Следовательно, можно говорить о тема-рематическом членении предложения

СВЯЗЬ СИНТАКСИСА С ЛЕКСИКОЙ И МОРФОЛОГИЕЙ В современном русском языке общепринято, что предметом синтаксиса является слово в соединении с другими словами; слово является объектом изучения и в морфологии, и в лексикологии, однако в морфологии предметом изучения является грамматическая структура отдельного слова, отражающая передаваемые им грамматические значения, а также особенности словоизменения и характер словообразования; в лексикологии же изучается лексическая сторона слова.

Слова, являясь лексическим материалом, используются в нём по законам и правилам грамматики – морфологии и синтаксиса. В этом проявляется связь синтаксиса с морфологией и лексикой. Если морфология, которая наряду с синтаксисом является разделом ГРАММАТИКИ, изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной словоформы в различных синтаксических единствах

ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) СИНТАКСИСА. Минимальной единицей общения является предложение. Предложение – это основная синтаксическая единица. С помощью предложения язык выполняет основную свою функцию – коммуникативную. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, но и на более низком уровне построения – в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое единство слов, ставящее своей целью не сообщение о чём-либо, а лишь сложное наименование явлений действительности

ЗАДАЧИ СИНТАКСИСА Таким образом, задачами синтаксиса являются изучение предложения: –его структуры; –типов предложения; –правила построения предложений; а также правила образования словосочетаний. В синтаксисе изучаются также особые явления, не относящиеся ни к предложению, ни к словосочетанию: –Обращение; –вводные слова; –междометия (предложением может быть в единственном случае: «Цыц!»)

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА См. учебник: Современный русский язык // Под ред. П.А.Леканта. – М.: Высшая школа, С Во 2-й пол. 19 в. – нач. 20 в. – 3 направления : а) логическое (Ф.И.Буслаев); б) психологическое (А.А.Потебня, Д.Н.Овсянико-Куликовский); в) формальное (Ф.Ф.Фортунатов, А.П.Шахматов, А.М.Пешковский)

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА СЛОВОСОЧЕТАНИЕ; ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ; СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ; СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (ССЦ), или ПРОЗАИЧЕСКАЯ СТРОФА

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Изучить самостоятельно