«Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся»
Задачи: 1. Провести мониторинг уровня мотивации учащихся. 2. Разработать структурную схему «Мотивационная сфера учащегося». 3. Используя практический опыт учителей, познакомиться с формами и методами формирования мотивационной сферы учения на различных уроках. Цель: способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях «мотивация учения», обобщить опыт работы педагогов по данной теме.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский
несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие реже – не сложившиеся отношения с классом низкий уровень знаний
не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием особенности личности учителя ( не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся) неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся
Влияние родителей на мотивацию интересоваться делами, учёбой ребёнка помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то не доучил, не доработал чаще хвалить детей за их успехи, тем самим давать стимул двигаться дальше
Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!..» Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Результаты анкетирования учащихся
Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А.Сухомлинский
Смысл учения Внутренне е отношение ученика к учению Мотив учения Побудительн ая причина к действию Постановка целей Направленн ость ученика на выполнение действий Эмоции Реакция ребёнка на воздействия внутренних и внешних раздражителей Интересы Познавател ьно- эмоциональное отношение школьника к учению
Учет возрастных особенностей школьников; Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Создание ситуации успеха; Вира учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним); Формирование адекватной самооценки у учащихся; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Смысл учения Мотив учения Совместная с детьми работа но осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание ситуации успеха Постановка целей
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Использование игровых технологий Эмоции Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. Нестандартная форме проведения уроков; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологам; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания Интерес
- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач - Учет возрастных особенностей школьников - Выбор действия в соответствии с возможностями ученика - Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий - Нестандартные формы проведения уроков - Создание ситуации успеха - Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; - Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности - Эмоциональная речь учителя - Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий - Применение поощрения и порицания - Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)
Условия развития мотива, созданные в играх Условия развития мотива, которые можно создать в процессе обучения Несколько уровней сложности Программа обучения с усложняющимся уровнем задач В конце игры обратная связь – победил или проиграл Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах Нравится игра, в которой есть шанс выиграть, стоит только приложить усилия Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача Ребенок сам выбирает игру, Он постоянно ощущает, что все зависит от него и определяется его усилиями, он полностью зависит от ситуации Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения
Мотивация- волшебное слово для работы с детьми. Мотивация- это процесс пробуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.
Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала.
Потребность – «Хочу» Мотив - «Зачем мне это надо?» Цель – «Что для этого надо сделать?»
1. Взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося. 2. Использовать опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы, а также достижения современной науки по формированию мотивации. 3. Учитывать в работе возрастные особенности мотивации школьников. 4. Рассмотреть на заседаниях МО учителей- предметников инновационные технологии, способствующие повышению мотивации учения.