Домашнее задание: § 5, кроссворд, презентация, презентация, буклет буклет © Ковалькова Н.Н 1. Культура классического периода 2. Искусство ацтеков 3. Культура майя 4. Искусство инков
Выполнила: Иванова О., уч-ся 10 кл уч-ся 10 кл
Индейцы
Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли цивилизации: Ольмеков Ольмеков Ацтеков Ацтеков Майя Майя Инков Инков 1. Классический период
Сельское хозяйство: картофель, подсолнечник, какао, табак, помидоры, кукуруза Сельское хозяйство: картофель, подсолнечник, какао, табак, помидоры, кукуруза Охота Охота Рыболовство Рыболовство Птицеводство: разведение индеек и уток Птицеводство: разведение индеек и уток Прирученных животных почти не было, одомашнили лам Прирученных животных почти не было, одомашнили лам Утверждали всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивали правителей и верховную знать. 1. Классический период
Древнейшая из известных сейчас цивилизаций доколумбовой Америки культура ольмеков. Древнейшая из известных сейчас цивилизаций доколумбовой Америки культура ольмеков. Она существовала на побережье Мексиканского залива приблизительно во III тысячелетиях до н. э. и исчезла в начале новой эры. Она существовала на побережье Мексиканского залива приблизительно во III тысячелетиях до н. э. и исчезла в начале новой эры. Эта цивилизация названа так по имени народа, жившего здесь значительно позже в XIXIV вв. Ольмеки владели письменностью, но язык их неизвестен, и надписи расшифровать пока не удаётся. 1. Классический период
Ольмеки строили города: прежде всего - святилища прежде всего - святилища крепости крепости центры ремёсел и торговли центры ремёсел и торговли Храмы ольмеков стояли на ступенчатых пирамидах, впоследствии этот архитектурный приём у ольмеков переняли и другие центральноамериканские цивилизации. 1. Классический период
Главным божеством был ягуар (сохранилось множество его изображений); более того, человеческие лица в ольмекском искусстве имели несколько «кошачьи» черты Главным божеством был ягуар (сохранилось множество его изображений); более того, человеческие лица в ольмекском искусстве имели несколько «кошачьи» черты. 1. Классический период Загадочны самые характерные памятники ольмекской культуры огромные каменные «головы» высотой до трёх метров и весом до сорока тонн. Их лица имеют явно африканские черты. Кого они изображают неизвестно.
В одной из известных скульптур запечатлён юноша с широким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толстыми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжёлыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками. 1. Классический период
Непонятно и предназначение «голов», а ведь их зачем-то доставляли вручную за десятки километров от каменоломен! О закате ольмекской культуры ничего не известно. На смену пришла культура Теотиуакана (II в. до н. э. VII в. н. э.). Так назывался город, находившийся недалеко от современного Мехико. Два главных храма, посвященных Солнцу и Луне, располагались на огромных пирамидах. 1. Классический период
Наиболее грандиозное архитектурное сооружение – пирамида Солнца, имеющая в настоящее время высоту 64,6 м. В отличие от других пирамидальных сооружений, имевшие ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. В отличие от других пирамидальных сооружений, имевшие ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. 1. Классический период Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на её вершине.
1. Классический период Высота – 42 метра. В глубине пирамиды Луны археологи нашли погребальную камеру с останками 12 человеческих тел. У всех них были связаны руки за спиной, однако 10 из них были обезглавлены и брошены в беспорядке посередине камеры.
В XI в. с севера пришли новые завоеватели ацтеки. Усвоив многое из наследия более древних культур, они создали могучую цивилизацию. Как и у других народов Центральной Америки, огромное место в их жизни занимала религия, возможно самая жестокая в Новом Свете. Боги ацтеков требовали человеческих жертвоприношений ежедневно иначе миру грозила бы гибель, а богов у них было множество. Чтобы добыть нужное количество жертв, ацтеки совершали набеги на соседние племена; это называлось священной «войной Цветов». 2. Искусство ацтеков
Их храмовая скульптура отличалась великолепием. Сохранилось описание огромной статуи, усыпанной драгоценными камнями и жемчугом, украшенной ожерельями из золотых черепов и серебряных сердец, символизировавших сцену из обряда жертвоприношения. Черепа и кости символы смерти -частые мотивы в этом искусстве. 2. Искусство ацтеков
Особенно поражала своим великолепием столица ацтеков Теночтитлан («плодовое дерево, растущее из камня»), располагавшаяся на месте современной столицы Мексики Мехико (по имени главного бога войны – Мехитли). Центр города был построен на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанных каналами. В начале XVI в. «озерная Венеция» была разрушена испанскими завоевателями – конкистадорами. 2. Искусство ацтеков
Т еночтитлан
Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактные и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ – богини земли, смерти и весеннего плодородия, матери верховного божества войны. 2. Искусство ацтеков Эта статуя отдалённо напоминает человеческую фигуру: у неё нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов. Эта статуя отдалённо напоминает человеческую фигуру: у неё нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов.
Погребальные маски ацтеков реалистично отражают черты лица захороненного. Погребальные маски ацтеков реалистично отражают черты лица захороненного. Так, базальтовая голова «воина- орла» мастерски передает волевое лицо молодого воина. 2. Искусство ацтеков Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки. Ацтекский щит с изображением койота
На юго-востоке Мексики с IV в. существовала, вероятно, высочайшая цивилизация Нового Света культура народа майя. Они обладали поразительными математическими и астрономическими познаниями, оставив европейцев того времени далеко позади. На юго-востоке Мексики с IV в. существовала, вероятно, высочайшая цивилизация Нового Света культура народа майя. Они обладали поразительными математическими и астрономическими познаниями, оставив европейцев того времени далеко позади. 3. Культура майя У них существовала развитая система письма, но почти все памятники письменности были уничтожены после запрещения её Католической Церковью в XVI в.
На юго-востоке Мексики с IV в. существовала, вероятно, высочайшая цивилизация Нового Света культура народа майя. На юго-востоке Мексики с IV в. существовала, вероятно, высочайшая цивилизация Нового Света культура народа майя. Они обладали поразительными математическими и астрономическими познаниями, оставив европейцев того времени далеко позади. У них существовала развитая система письма, но почти все памятники письменности были уничтожены после запрещения её Католической Церковью в XVI в. 3. Культура майя Архитектура их свидетельствует о влиянии традиций ольмеков и Теотиуакана: ступенчатые пирамиды, увенчанные грандиозными храмами, площадки для ритуальной игры в мяч, внешне напоминавшей современный баскетбол, и широкие площади для всенародных обрядов.
3. Культура майя Одна из вершин зодчества майя – девятиступенчатая пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица на территории современной Мексики. Это был главный храм города. На высоту 20 метров поднимался он над окружающей местностью. Взору человека, находившийся в любой его точке, неизменно представало это величественное архитектурное сооружение.
К каждой из четырёх сторон пирамиды вела лестница, состоящая из 91 ступени, что в сумме давало число 364. Если же учесть платформу на вершине пирамиды, мы получим число 365, равное количеству дней в солнечном году. Девять ступеней террас, разделённых лестницей, образуют 18 секций на одной стороне, что соответствует числу месяцев по календарю майя. Каждая лестница была окружена колоннами с изображениями крылатых драконов. 3. Культура майя
Представляют интерес так называемые стадионы – здания с площадками для культовой игры в мяч. Это две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг другу, между ними помещались площадка для игры. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступнями ног. Играть можно было только локтями, плечами и боками. 3. Культура майя Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене. Болельщики располагались на вершинах двух стен, куда они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны стен.
3. Культура майя
Расцвет культуры майя пришёлся на конец I тысячелетия. В X в. их прекрасные города опустели. Причины этого до сих пор не выяснены: города не были разорены, жители, видимо, просто оставили их. В начале II тысячелетия центр культуры майя переместился на полуостров Юкатан, где цивилизация после короткого взлёта медленно угасла. В начале II тысячелетия центр культуры майя переместился на полуостров Юкатан, где цивилизация после короткого взлёта медленно угасла. Испанцы лишь довершили гибель некогда могущественного народа. 3. Культура майя
Индейский народ с XI в. жил на территории современного Перу. Империя инков занимала кроме Перу земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и северо- запад Аргентины. Во главе её стоял обожествлённый правитель Верховный Инка, носивший титул Сын Солнца. Сами инки составляли правящий слой империи и властвовали над покорёнными племенами. 4. Искусство инков
Архитектура и керамика инков менее совершенны, чем у народов Центральной Америки; их мастера работали с более податливым материалом золотом. А испанцы предпочитали золото в слитках... Поэтому о мастерстве инкских художников можно судить главным образом по рассказам очевидцев. 4. Искусство инков
Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода – главный храм Солнца – «Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевший в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», как свидетельствуют один из очевидцев. 4. Искусство инков В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями.
Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. 4. Искусство инков
Пирамиды для захоронения умерших Пирамиды для захоронения умерших Расписные ремесленные изделия Расписные ремесленные изделия Узелковое письмо – кипу Узелковое письмо – кипу 4. Искусство инков Кипу инков. Музей Ларко Кипу инков. Музей Ларко.
Знать даты: Знать персоналии: Знать термины пиктография, зиккурат пиктография, зиккурат