1. Образование. 2. Наука. 3. Направления в литературе и живописи. Домашнее задание: § 8, подготовиться к уроку повторения (записи в тетради, схемы, таблицы) Ковалькова Н.Н ©
Знать термины: Акмеизм, футуризм, декаданс, модерн, символизм. Акмеизм, футуризм, декаданс, модерн, символизм. Знать даты: Знать персоналии:
Серебряный век- небывалый культурный подъем, в результате которого русская культура создала собственные варианты «нового искусства».
1897 год – Всероссийская перепись населения. Средний уровень грамотности - 21%. 1. Образование. Система образования в России на рубеже XIX-XX вв. включала три ступени обучения: Система образования в России на рубеже XIX-XX вв. включала три ступени обучения: Начальная школа (церковно-приходские школы, народные училища); Начальная школа (церковно-приходские школы, народные училища); Средняя школа (классические гимназии, реальные и коммерческие училища); Средняя школа (классические гимназии, реальные и коммерческие училища); Высшая школа (университеты, институты). Высшая школа (университеты, институты). Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. 60% всех студентов не являлись дворянами.
1913 г. – 1263 газеты, 1,2 тыс. типографий (рост в 5 раз); 1914 г. – 76 тыс. общественных библиотек (рост в 20 раз). 1. Образование. 16 высших технических учебных заведений – студентов -35,3 тыс. чел.(рост в 2 раза); 16 высших технических учебных заведений – студентов -35,3 тыс. чел.(рост в 2 раза); 1911 год – право женщин на образование. Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых: Рабочие курсы; Просветительские рабочие общества; Просветительские рабочие общества; Народные дома. Народные дома.
И.П.Павловчитаетлекцию 2. Наука 1904 г. - присуждение И.П. Павлову Нобелевской премии за исследования в области физиологии пищеварения. ( ), Мечников И.И. ( ), русский микробиолог и патолог, удостоенный в 1908 г. Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с П.Эрлихом) по физиологии и медицине (совместно с П.Эрлихом) за исследование природы иммунитета.
2.Наука. Лебедев П. Н. ( ), российский физик. Профессор Московского университета, ушел в отставку в знак протеста ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества. Исследования ультразвука. Вернадский В.В. ( ), русский минералог, кристаллограф, русский минералог, кристаллограф, геолог, геохимик, историк и организатор геолог, геохимик, историк и организатор науки, философ, общественный деятель. науки, философ, общественный деятель. Создал учение о биосфере и ноосфере.
Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г.обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. Сборкааэроплана студентами ВТУ 2.Наука.
2.Наука. ( ), БЕРДЯЕВ Н. А. ( ), русский религиозный философ. русский религиозный философ. Ключе́вский В.О́. ( ), русский историк.
Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, А.Чехова, И.Бунина, А. Куприна, М.Горького. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев - крестьянские поэты. Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. 3. Направления в литературе и живописи. ( ), Макси́м Го́горький ( ), российский и советский писатель. Есе́нин С.А. ( ), русский поэт.
3. Направления в литературе и живописи. «Боярыня Морозова» В. Суриков.
3. Направления в литературе и живописи. «Бурлаки на Волге» И. Репин.
3. Направления в литературе и живописи. Объединение«Мир искусства». Объединение «Мир искусства». Модернизм - направление в искусстве, соединяющее реальность и фантастику. «Набережная Рей в Базеле в дождь.» ( ) Бенуа А. Н. ( ) «Христос на скалах» Рерих Н. К. ( )
3. Направления в литературе и живописи. «Пастораль» Сомов К.А.
3. Направления в литературе и живописи. Шехтель Ф.О. ( )
3. Направления в литературе и живописи. Символизм - направление в искусстве, предполагающее использование символов, мистику. Блок А.А. ( ) Ахматова А.А. ( ) Скрябин А.Н. (1871–1915)
3. Направления в литературе и живописи. ВРУБЕЛЬ М. А. ( ) ПЕТРОВ-ВОДКИН К.С. ( ) см. цветную вклейку см. цветную вклейку «Царевна-Лебедь» М.Врубель. «Демон сидящий»М.Врубель
3. Направления в литературе и живописи. Акмеизм - направление в искусстве, предполагающее использование ярких образов. А.Ахматова ( ) Н.Гумилев( )
3. Направления в литературе и живописи. Импрессионизм - искусство настроения - цвет, звук, смысл. Коровин К.А.( ) Рахманинов С.В.(1873–1943)
Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия - «Дохлая луна». Афиша 1 съезда футуристов. 3. Направления в литературе и живописи. Футуризм - авангардное искусство протеста против эстетства. Маяковский В.В. (1893 – 1930)
У-лица ЛицаУдоговгодов Ре-чече-рез железных коней. В. Маяковский В. Маяковский О, засмейтесь усмеяльно смехом семейных, смехачи… В. Хлебников В. Хлебников Дыр, бул, щкл Убещур, Р, л, поэт… Ал. Крученых Ал. Крученых
Ф. Шаляпин в роли Б.Годунова 3. Музыка. Театр. Кино. Ф. Шаляпин
К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко 3. Музыка. Театр. Кино.
Анна Павлова ( ) 3. Музыка. Театр. Кино. Вацлав Нижинский ( ) Вера Холодная ( )
В 1908 г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В 1903 г.появился кинематограф.В 1908 г. вышла русская картина - «Степан Разин» г. – 400 кинотеатров. Здание кинотеатра «Вулкан». 3. Музыка. Театр. Кино. Афиша «Русских сезонов»
«Бубновый валет» Кончаловский П.П. «Сухие краски» 1913 г. Кончаловский П.П. «Сухие краски» 1913 г. Лентулов А.В. «Василий Блаженный» 1913 г. Лентулов А.В. «Василий Блаженный» 1913 г. Машков И.И. « Фрукты на блюде» 1910 г. Машков И.И. « Фрукты на блюде» 1910 г.
Русский абстракционизм. Кандинский В.В. Кандинский В.В. «Химерическая импровизация» 1913 г. Малевич К.С.. Малевич К.С.. «Черный квадрат»