Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать! А. Кларк, писатель « Развитие социально – ценностного опыта детей и подростков в совместной проектной деятельности детей и взрослых»
Положительные стороны социального проектирования это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребенка. это возможность реального участия в решении проблем своей школы, дома, двора.. это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки. это можно рассматривать как эффективную профориентационную работу с подрастающим поколением
Минусы социального проектирования. это стремление подростков полностью уйти из-под контроля взрослых при разработке и реализации своей идеи. неготовность взрослых серьезно относиться к подросткам и старшеклассникам. при разработке и реализации социального проекта возможны конфликты внутри самой команды непостоянство школьников, их быстрое охлаждение к проекту
Шаг 1. Изучение общественного мнения Основные задачи Ожидаемые результаты Изучить социальную ситуацию в местном сообществе Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе Составить подробный отчет о проведенном исследовании Систематизированные материалы отчета Сформулировать выводы на основе изучения полученного материала Конкретные выводы по изменению ситуации Действительно жить это значит жить, располагая правильной информацией. Норберт Винер Первый шаг позволяет группе школьников, изучить мнение граждан, провести первичный анализ полученной информации и приступить к формулированию той социальной проблемы, которая в дальнейшем станет объектом приложения их сил.
Шаг 2. Формулирование актуальной социальной проблемы Основные задачи Ожидаемые результаты Сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которой может принять участие проектная группа Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем) Определить причины существования данной социальной проблемы Перечень причин появления проблемы В начале пути отклонишься на шаг скоро будешь на чужой дороге. П. Рутт, психолог Второй шаг позволяет школьникам выбрать из нескольких социальных проблем одну или две наиболее значимые для конкретного местного сообщества, а затем сформулировать ее (их) таким образом, чтобы это было понятно не только членам проектной группы, но и тем людям, с которыми и ради которых группа будет работать над социальным проектом.
Шаг 3. Изучение собственных возможностей Основные задачи Ожидаемые результаты Изучить собственные возможности (класса, детской организации, молодежного клуба и т.д.) Представление о собственных возможностях в реализации социального проекта Изучить возможности своей команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта Точное представление о возможностях своей команды, которая решила осуществлять данный проект Организовать это значит сначала оценить возможность, а уже потом ставить задачу. Аксиома менеджмента Третий шаг позволяет школьникам понять внутренние возможности своей проектной группы, того класса или школы, где они учатся, а может быть, той общественной детской организации, в которой они состоят, и, опираясь на эту информацию, приступить к определению цели и задач, а также составлению плана работы над социальным проектом.
Шаг 4. Определение цели и задач социального проекта Цель это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку. П. Рутт, психолог Основные задачи Ожидаемые результаты Определить ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта Сформулировать основную цель социального проекта Четкая формулировка цели проекта В соответствии с целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели Четвертый шаг позволяет команде проектантов сформулировать основную цель работы над социальной проблемой, описав желаемый результат, а также конкретизировав мероприятия по достижению поставленной цели с помощью задач, т.е. четких и последовательных шагов.
Шаг 5. Составление плана работы Основные задачи Ожидаемые результаты Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта Письменно оформленный документ план работы Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта Точный график выполнения плана Определить лиц, ответственных за каждый пункт плана Список лиц, ответственных за реализацию каждого пункта плана Указать необходимые ресурсы и источники их получения Перечень необходимых ресурсов и источников их получения Только тот, кто планирует, и может организовать Аксиома менеджмента Пятый шаг позволяет проектной группе, представив объем предстоящей работы, сроки ее выполнения, назначив лиц, ответственных за каждый пункт, и перечислив все, что необходимо для ее выполнения, составить реально выполнимый план.
Шаг 6. Составление рабочего графика Основные задачи Ожидаемые результаты Составить график выполнения всех пунктов плана Рабочий график Оформить график в виде таблицы Письменно оформленный график работ Работай с умом, а не до ночи. Э. Кроткий, аферист Шестой шаг позволяет проектной группе оптимально распределить время как самый ценный ресурс, который в отличие о других никогда не восстанавливается.
Шаг 7. Определение обязанностей и их распределение внутри команды Основные задачи Ожидаемые результаты Продумать обязанности, необходимые для реализации плана Перечень обязанностей Описать основное содержание каждой обязанности Описание обязанностей Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта Список членов команды с указанием обязанностей каждого Нельзя ошибаться в людях! Лозунг японских деловых кругов Седьмой шаг позволяет школьникам определить основные обязанности, необходимые для выполнения всего объема намеченных планом работ, а также тактично и правильно распределить их внутри команды с учетом как желаний самого человека, так и его индивидуальных особенностей, имеющегося опыта и необходимых знаний.
Шаг 8. Определение необходимых ресурсов и источников их получения Основные задачи Ожидаемые результаты Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских) Список необходимых ресурсов Определить объем необходимых ресурсов Перечень ресурсов с указанием объема Составить список источников получения ресурсов Список источников получения каждого вида ресурса Исход крупных дел часто зависит от мелочей. П.Рутт, психолог Восьмой шаг позволяет проектной группе составить перечень необходимых ресурсов, рассчитать их объем и определить источники получения каждого вида ресурса.
Шаг 9. Составление бюджета Основные задачи Ожидаемые результаты Определить источники поступления денежных средств (доходов) Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них Составить список предстоящих расходов Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины Будьте честны перед самым собой. Сенека Девятый шаг позволяет проектной группе определить источники привлечения денежных средств, распределить имеющиеся суммы в соответствии с планом работы над проектом.
Шаг 10. Разработка системы оценки проекта Основные задачи Ожидаемые результаты Определить основные критерии, подлежащие оценке Перечень основных оцениваемых критериев Описать показатели оценки каждого критерия Перечень показателей Указать способы оценки каждого показателя Перечень способов оценки Нет систем оценки и поддержки нет и энтузиастов. Нет энтузиастов нет успехов. Т. Питере, менеджер Десятый шаг позволяет проектной группе определить критерии и показатели, на основании которых можно оценивать результаты работы над социальной проблемой.
Шаг 11. Обучение членов команды Основные задачи Ожидаемые результаты 1Разъяснить обязанности каждого участника проекта Понимание своих обязанностей каждым участником проекта 2Обучить членов команды, работающих над реализацией проекта Наличие необходимых знаний и сформированных навыков Изучай и развивай работников и подбирай для них наиболее приемлемую работу. Принцип японского менеджмента Одиннадцатый шаг позволяет проектной группе, разъяснив обязанности каждому члену команды, в случае необходимости, обучить тех из ни, кто в этом нуждается. Такое обучение одно из условий успешной реализации намеченного плана.
Шаг 12. Формирование общественного мнения Основные задачи Ожидаемые результаты 1Создание благоприятной среды для реализации социального проекта Понимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта Не ставьте себя на пьедестал неоткуда будет падать. Кришнамурти, индийский философ