Петр Ершов «Конёк-Горбунок» Prezentacii.com
Ершов Петр Павлович (1815 – 1869) Известный поэт и писатель, уроженец Сибири Ершов Петр Павлович. Образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии. Известность доставила Ершову сказка "Конек-Горбунок", написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3-м томе "Библиотеки для Чтения" в 1834 г. с похвальным отзывом Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в рукописи. "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить", – сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым – говорил он – Ершов "обращается как с своим крепостным мужиком Ершов Петр Павлович. Образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии. Известность доставила Ершову сказка "Конек-Горбунок", написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3-м томе "Библиотеки для Чтения" в 1834 г. с похвальным отзывом Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в рукописи. "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить", – сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым – говорил он – Ершов "обращается как с своим крепостным мужиком Вслед за тем она вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала семь изданий. "Конек-Горбунок" – произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил. Простой, звучный и сильный стих, чисто народный юмор, обилие удачных и художественных картин (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) обеспечили этой сказке широкое распространение; она вызвала несколько подражаний. Вслед за тем она вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала семь изданий. "Конек-Горбунок" – произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил. Простой, звучный и сильный стих, чисто народный юмор, обилие удачных и художественных картин (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) обеспечили этой сказке широкое распространение; она вызвала несколько подражаний.
За горами, за лесами, За горами, за лесами, За широкими морями, За широкими морями, Не на небе -- на земле Не на небе -- на земле Жил старик в одном селе. Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. пшеницу продавали пшеницу продавали Деньги счетом принимали Деньги счетом принимали И с набитою сумой Возвращалися домой. И с набитою сумой Возвращалися домой.
Старший брат в карауле Вот, как стало лишь смеркаться, Вот, как стало лишь смеркаться, Начал старший брат сбираться: Вынул вилы и топор И отправился в дозор. Начал старший брат сбираться: Вынул вилы и топор И отправился в дозор.
Средний брат в дозоре Стало сызнова смеркаться Стало сызнова смеркаться Средний брат пошел сбираться Средний брат пошел сбираться Взял и вилы и топор Взял и вилы и топор И отправился в дозор. Ночь холодная настала И отправился в дозор. Ночь холодная настала Дрожь на малого напала, Дрожь на малого напала, Зубы начали плясать; Он ударился бежать... Зубы начали плясать; Он ударился бежать...
Ванюшу отправляют в поле Подошел к нему отец, Подошел к нему отец, Говорит ему: "Послушай, Побегай в дозор, Ванюша. Говорит ему: "Послушай, Побегай в дозор, Ванюша. Я куплю тебе лубков, Дам гороху и бобов". Тут Иван с печи слезает, Я куплю тебе лубков, Дам гороху и бобов". Тут Иван с печи слезает, Малахай свой надевает, Малахай свой надевает,
так вот какой Наш воришка!.. Вдруг о полночь конь заржал... Вдруг о полночь конь заржал... Караульщик наш привстал, Караульщик наш привстал, Посмотрел под рукавицу Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу. Кобылица та была И увидел кобылицу. Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела, Грива в землю, золотая, Вся, как зимний снег, бела, Грива в землю, золотая, В мелки кольца завитая. В мелки кольца завитая.
Ваня возвращается домой
«Это я, Иван – дурак!» Вот он всходит на крыльцо, Вот он всходит на крыльцо, Вот хватает за кольцо, Вот хватает за кольцо, Что есть силы в дверь стучится, Что есть силы в дверь стучится, Чуть что кровля не валится, Чуть что кровля не валится, И кричит на весь базар, И кричит на весь базар, Словно сделался пожар Словно сделался пожар Братья с лавок поскакали, Братья с лавок поскакали, Заикаяся вскричали: Заикаяся вскричали: "Кто стучится сильно так?" – "Кто стучится сильно так?" – - "Это я, Иван-дурак!" - "Это я, Иван-дурак!" Братья двери отворили, Дурака в избу впустили Братья двери отворили, Дурака в избу впустили И давай его ругать, - И давай его ругать, - - Как он смел их так пугать! А Иван наш, не снимая - Как он смел их так пугать! А Иван наш, не снимая Ни лаптей, ни малахая, Отправляется на печь Ни лаптей, ни малахая, Отправляется на печь И ведет оттуда речь И ведет оттуда речь Про ночное похожденье, Всем ушам на удивленье: Про ночное похожденье, Всем ушам на удивленье:
Вторая часть Находясь во службе царской, Находясь во службе царской, При конюшне государской; При конюшне государской; Как в соседки он попал, Как перо свое проспал, Как хитро поймал Жар-птицу, Как в соседки он попал, Как перо свое проспал, Как хитро поймал Жар-птицу, Как похитил Царь-девицу, Как похитил Царь-девицу, Как он ездил за кольцом, Как он ездил за кольцом, Как был на небе послом, Как был на небе послом, Как он в солнцевом селенье Как он в солнцевом селенье Киту выпросил прощенье; Киту выпросил прощенье; Как, к числу других затей, Как, к числу других затей, Спас он тридцать кораблей; Спас он тридцать кораблей; Как в котлах он не сварился, Как красавцем учинился; Словом: наша речь о том, Как он сделался царем. Как в котлах он не сварился, Как красавцем учинился; Словом: наша речь о том, Как он сделался царем.
А Иван служит в царской конюшне. Однако через некоторое время царский спальник боярин, который был до Ивана начальником конюшен и теперь решил во что бы то ни стало выгнать его из дворца, замечает, что Иван коней не чистит и не холит, но тем не менее они всегда накормлены, напоены и вычищены. Решив выяснить, в чем тут дело, спальник пробирается ночью в конюшню и прячется в стойле. В полночь в конюшню входит Иван, достает из шапки завернутое в тряпицу перо Жар-птицы и при его свете начинает чистить и мыть коней. Закончив работу, накормив их и напоив, Иван тут же в конюшне и засыпает. Спальник же отправляется к царю и докладывает ему, что Иван мало того, что скрывает от него драгоценное перо Жар-птицы, но и якобы хвастается, что может достать и самое Жар-птицу. Царь тут же посылает за Иваном и требует, чтобы он достал ему Жар-птицу. Иван утверждает, что ничего подобного он не говорил, однако, видя гнев царя, идет к Коньку-Горбунку и рассказывает ему о своем горе. Конек вызывается Ивану помочь. А Иван служит в царской конюшне. Однако через некоторое время царский спальник боярин, который был до Ивана начальником конюшен и теперь решил во что бы то ни стало выгнать его из дворца, замечает, что Иван коней не чистит и не холит, но тем не менее они всегда накормлены, напоены и вычищены. Решив выяснить, в чем тут дело, спальник пробирается ночью в конюшню и прячется в стойле. В полночь в конюшню входит Иван, достает из шапки завернутое в тряпицу перо Жар-птицы и при его свете начинает чистить и мыть коней. Закончив работу, накормив их и напоив, Иван тут же в конюшне и засыпает. Спальник же отправляется к царю и докладывает ему, что Иван мало того, что скрывает от него драгоценное перо Жар-птицы, но и якобы хвастается, что может достать и самое Жар-птицу. Царь тут же посылает за Иваном и требует, чтобы он достал ему Жар-птицу. Иван утверждает, что ничего подобного он не говорил, однако, видя гнев царя, идет к Коньку-Горбунку и рассказывает ему о своем горе. Конек вызывается Ивану помочь.
Однако спальник не оставляет мысли извести Ивана. Через некоторое время один из слуг рассказывает остальным сказку о прекрасной Царь-девице, которая живет на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поет песни и грает на гуслях, а кроме того, она родная дочь Месяцу и сестра Солнцу. Спальник тут же отправляется к царю и докладывает ему, что якобы слышал, как Иван хвастался, будто может достать и Царь- девицу. Царь посылает Ивана привезти ему Царь-девицу. Иван идет к коньку, и тот опять вызывается ему помочь. Для этого нужно попросить у царя два полотенца, шитый золотом шатер, обеденный прибор и разных сластей. Наутро, получив все необходимое, Иван садится на Конька-Горбунка и отправляется за Царь-девицей. Однако спальник не оставляет мысли извести Ивана. Через некоторое время один из слуг рассказывает остальным сказку о прекрасной Царь-девице, которая живет на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поет песни и грает на гуслях, а кроме того, она родная дочь Месяцу и сестра Солнцу. Спальник тут же отправляется к царю и докладывает ему, что якобы слышал, как Иван хвастался, будто может достать и Царь- девицу. Царь посылает Ивана привезти ему Царь-девицу. Иван идет к коньку, и тот опять вызывается ему помочь. Для этого нужно попросить у царя два полотенца, шитый золотом шатер, обеденный прибор и разных сластей. Наутро, получив все необходимое, Иван садится на Конька-Горбунка и отправляется за Царь-девицей.
На следующий день, по совету Горбунка получив у царя «два корыта белоярова пшена да заморского вина», Иван садится на конька верхом и отправляется за Жар-птицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают в густой лес. Посреди леса поляна, а на поляне гора из чистого серебра. Конек объясняет Ивану, что сюда ночью к ручью прилетают Жар- птицы, и велит ему в одно корыто насыпать пшена и залить его вином, а самому влезть под другое корыто, и, когда птицы прилетят и начнут клевать зерно с вином, схватить одну из них. Иван послушно все исполняет, и ему удается поймать Жар-птицу. Он привозит её царю, который на радостях награждает его новой должностью: теперь Иван царский стремянной. На следующий день, по совету Горбунка получив у царя «два корыта белоярова пшена да заморского вина», Иван садится на конька верхом и отправляется за Жар-птицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают в густой лес. Посреди леса поляна, а на поляне гора из чистого серебра. Конек объясняет Ивану, что сюда ночью к ручью прилетают Жар- птицы, и велит ему в одно корыто насыпать пшена и залить его вином, а самому влезть под другое корыто, и, когда птицы прилетят и начнут клевать зерно с вином, схватить одну из них. Иван послушно все исполняет, и ему удается поймать Жар-птицу. Он привозит её царю, который на радостях награждает его новой должностью: теперь Иван царский стремянной.
Они едут целую неделю и наконец приезжают к океану. Конек велит Ивану раскинуть шатер, расставить на полотенце обеденный прибор, разложить сласти, а самому спрятаться за шатром и, дождавшись, когда царевна войдет в шатер, поест, попьет и начнет играть на гуслях, вбежать в шатер и её схватить. Иван успешно выполняет все, что велел ему конек. Когда они все возвращаются в столицу, царь, увидев Царь- девицу, предлагает ей завтра же обвенчаться. Однако царевна требует, чтобы ей достали со дна океана её перстень. Царь тут же посылает за Иваном и отправляет его на океан за перстнем, а Царь-девица просит его по пути заехать поклониться её матери Месяцу и брату Солнцу. И на другой день Иван с Коньком-Горбунком снова отправляются в путь. Они едут целую неделю и наконец приезжают к океану. Конек велит Ивану раскинуть шатер, расставить на полотенце обеденный прибор, разложить сласти, а самому спрятаться за шатром и, дождавшись, когда царевна войдет в шатер, поест, попьет и начнет играть на гуслях, вбежать в шатер и её схватить. Иван успешно выполняет все, что велел ему конек. Когда они все возвращаются в столицу, царь, увидев Царь- девицу, предлагает ей завтра же обвенчаться. Однако царевна требует, чтобы ей достали со дна океана её перстень. Царь тут же посылает за Иваном и отправляет его на океан за перстнем, а Царь-девица просит его по пути заехать поклониться её матери Месяцу и брату Солнцу. И на другой день Иван с Коньком-Горбунком снова отправляются в путь.
Иван с Горбунком едут обратно, подъезжают к киту и передают ему слова Месяца. Жители спешно покидают село, а кит отпускает на волю корабли. Вот он наконец свободен и спрашивает Ивана, чем он ему может услужить. Иван просит его достать со дна океана перстень Царь- девицы. Кит посылает осетров обыскать все моря и найти перстень. Наконец после долгих поисков сундучок с перстнем найден, и Иван доставляет его в столицу. Иван с Горбунком едут обратно, подъезжают к киту и передают ему слова Месяца. Жители спешно покидают село, а кит отпускает на волю корабли. Вот он наконец свободен и спрашивает Ивана, чем он ему может услужить. Иван просит его достать со дна океана перстень Царь- девицы. Кит посылает осетров обыскать все моря и найти перстень. Наконец после долгих поисков сундучок с перстнем найден, и Иван доставляет его в столицу.
Царь подносит Царь-девице перстень, однако она опять отказывается выходить за него замуж, говоря, что он слишком стар для нее, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть: нужно поставить три больших котла: один с холодной водой, другой с горячей, а третий с кипящим молоком и искупаться по очереди во всех трех котлах. Царь опять зовет Ивана и требует, чтобы он первым все это проделал. Конек-Горбунок и тут обещает Ивану свою помощь: он махнет хвостом, макнет мордой в котлы, два раза на Ивана прыснет, громко свистнет а уж после этою Иван может прыгать даже в кипяток. Иван все так и делает и становится писаным красавцем. Увидев это, царь тоже прыгает в кипящее молоко, но с другим результатом: «бух в котел и там сварился». Народ тут же признает Царь-девицу своей царицей, а она берет за руку преобразившегося Ивана и ведет его под венец. Народ приветствует царя с царицей, а во дворце гремит свадебный пир. Царь подносит Царь-девице перстень, однако она опять отказывается выходить за него замуж, говоря, что он слишком стар для нее, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть: нужно поставить три больших котла: один с холодной водой, другой с горячей, а третий с кипящим молоком и искупаться по очереди во всех трех котлах. Царь опять зовет Ивана и требует, чтобы он первым все это проделал. Конек-Горбунок и тут обещает Ивану свою помощь: он махнет хвостом, макнет мордой в котлы, два раза на Ивана прыснет, громко свистнет а уж после этою Иван может прыгать даже в кипяток. Иван все так и делает и становится писаным красавцем. Увидев это, царь тоже прыгает в кипящее молоко, но с другим результатом: «бух в котел и там сварился». Народ тут же признает Царь-девицу своей царицей, а она берет за руку преобразившегося Ивана и ведет его под венец. Народ приветствует царя с царицей, а во дворце гремит свадебный пир.
Подъезжая к океану, они видят, что поперек него лежит огромный кит, у которого «на спине село стоит, на хвосте сыр- бор шумит». Узнав о том, что путники направляются к Солнцу во дворец, кит просит их узнать, за какие прегрешенья он так страдает. Иван обещает ему это, и путники едут дальше. Вскоре подъезжают к терему Царь-девицы, в котором по ночам спит Солнце, а днем отдыхает Месяц. Иван входит во дворец и передает Месяцу привет от Царь-девицы. Месяц очень рад получить известие о пропавшей дочери, но, узнав, что царь собирается на ней жениться, сердится и просит Ивана передать ей его слова: не старик, а молодой красавец станет её мужем. На вопрос Ивана о судьбе кита Месяц отвечает, что десять лет назад этот кит проглотил три десятка кораблей, и если он их выпустит, то будет прощен и отпущен в море. Подъезжая к океану, они видят, что поперек него лежит огромный кит, у которого «на спине село стоит, на хвосте сыр- бор шумит». Узнав о том, что путники направляются к Солнцу во дворец, кит просит их узнать, за какие прегрешенья он так страдает. Иван обещает ему это, и путники едут дальше. Вскоре подъезжают к терему Царь-девицы, в котором по ночам спит Солнце, а днем отдыхает Месяц. Иван входит во дворец и передает Месяцу привет от Царь-девицы. Месяц очень рад получить известие о пропавшей дочери, но, узнав, что царь собирается на ней жениться, сердится и просит Ивана передать ей его слова: не старик, а молодой красавец станет её мужем. На вопрос Ивана о судьбе кита Месяц отвечает, что десять лет назад этот кит проглотил три десятка кораблей, и если он их выпустит, то будет прощен и отпущен в море.
Конёк - Горбунок Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Пушкин после прочтения Конька… сказал, что этот род сочинительства он может оставить, потому что есть продолжатель русских народных литературных традиций. Прошло более 170 лет с момента первой публикации сказки, а она остается любимой и всеми читаемой. Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Пушкин после прочтения Конька… сказал, что этот род сочинительства он может оставить, потому что есть продолжатель русских народных литературных традиций. Прошло более 170 лет с момента первой публикации сказки, а она остается любимой и всеми читаемой.
Спустя 22 года, в 1856 году, Петр Ершов писал: Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Заслышав похвалу себе от таких талантливых людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнев, и проскакав за это время всю долготу и широту Русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых,.. и будет тешить их пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до скончания века. Спустя 22 года, в 1856 году, Петр Ершов писал: Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Заслышав похвалу себе от таких талантливых людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнев, и проскакав за это время всю долготу и широту Русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых,.. и будет тешить их пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до скончания века.