ТЕМА 1 ЛЕКЦИЯ 1. «Теория и методика обучения физической культуре» (ТиМОФК) в структуре подготовки педагога физической культуры. 1
Основные вопросы: 1. Характеристика обучения как дидактического процесса. 2. Теоретико-методологические основы дисциплины и ее связь с курсом ТиМФК. 3. Педагогическая система предмета «Физическая культура» 2
ЧТО ЖЕ ПОНИМАЕТСЯ ПОД ОБУЧЕНИЕМ ???? Под обучением, в широком смысле этого слова, понимается процесс усвоения человеком социального опыта накопленного цивилизацией и обусловлено потребностью общества в подготовке молодых людей к трудовой деятельности. (Н.А.Абульханова, – С.173). 3 Особенности процесса обучения в сфере физической культуры: Специфическим предметом обучения являются двигательные действия (т.е. обучение различным движениям); Усвоение занимающимися комплекса знаний (научных и прикладных) о ценностях физической культуры: Формирование комплекса умений и навыков физкультурного самосовершенствования (т.е. использование знаний на практике).
Под обучением в физическом образовании понимается – процесс передачи (преподавание) и усвоение специальных знаний и двигательных действий (учение) направленных на физическое и психическое (волевых и нравственных качеств) совершенствование человека. Обучение всегда носит развивающий и воспитывающий характер. 4
Основными функциями обучения являются: Образовательная (призвана вооружить системой знаний, умений и навыков их использования на практике) Воспитательная (связана с формированием отношений, взглядов, убеждений, качеств личности.) Развивающая (направлена на развитие речи и мышления (вербальных процессов), двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности). 5
Теоретико – методологические основы дисциплины ТиМОФК и ее связь с ТиМФК - Теория и методика обучения физической культуре – является составной частью общей ТиМФК и направлена на формирование у студентов комплекса специфического физкультурно-педагогического знания о сущности учебного предмета «Физическая культура» ( его функциях в структуре общего образования, содержании физкультурного образования, педагогических процессах, систем и технологий их реализации в учреждениях общего образования ), методических умений и навыков дидактического взаимодействия учителя и ученика, составляющих основу профессионального мастерства специалиста в сфере физической культуры. Цель ТиМОПФК – формирование высокого уровня профессионально- педагогической компетентности специалиста физической культуры с квалификацией «Педагог по физической культуре». 6
Основными задачами дисциплины ТиМОФК являются: 1). Формирование системы знаний о сущности, специфике, содержании и методах обучения «Физической культуре»; 2). Преобразование педагогических знаний, навыков и умений в компоненты педагогической технологии учебно- воспитательного процесса по физической культуре; 3) Интеграция теоретических знаний, методических навыков и умений, приобретенных студентами в процессе изучения общепрофессиональных и предметных дисциплин в составляющих основу профессионального мастерства учителя физической культуры. 4). Формирование готовности студентов к педагогической деятельности в учреждениях общего образования. 7
ТиМОФК объединяет вопросы частной дидактики и методики преподавания: Частная дидактика рассматривает вопросы: место, значение, функции и цель физической культуры в содержании общего образования; содержание предмета; дидактические процессы (средства, методы и формы организации взаимодействия учителя и ученика); - разработка педагогических технологий (новых подходов, программ, методических подходов и т.п.). Методика преподавания обеспечивает взаимодействие преподавания и учения: выбор оптимальных средств, форм и методов обучения, воспитания и развития; программно – содержательное обеспечение учебно- воспитательного процесса по физической культуре; оценка и анализ результатов взаимодействия учителя и ученика. 8
компонентов преподавательской деятельности учителя ФК: 1. Умение ставить цели образования, отбирать и обосновывать оптимальное содержание обучения и воспитания, выбирать формы организации деятельности учащихся на уроках ФК и методы воспитательного воздействия; 2. Навыки программирования целей, задач, содержания, средств, методов и форм организации учебного процесса; 3. Умения и навыки практической реализации учебного процесса на уроках физической культуры; 4. Умения оценивать и контролировать результаты взаимодействия учителя и учащихся и на этой основе проводить коррекцию учебно-воспитательного процесса по ФК; разрабатывать рекомендации по его улучшению. 9
Педагогическая система предмета «Физическая культура» Социальный заказ в сфере образования Физическая культура ТиМФК ТиМОФК Учебный предмет «Физическая культура» цель учебного процесса содержание образования по предмету дидактические процессы по предмету средства педагог формы учащиеся Методы Физическое образование Физическая культура личности 10
Задания для самостоятельной работы: 1. Повторить материал по теме «ТиМФК в системе профессионального образования учащейся молодежи». 2. Повторить материал раскрывающий системные основы методологии ФО и ФК в целом. 3. Представить систему физической культуры и раскрыть содержание ее основных частей. 11