Задания по достижению метапредметных планируемых результатов: «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Выполнили студенты 342 группы: Абрамова С., Варицев А., Казарновская Т., Мамедова А., Соколова С.. Преподаватель: Кондратьева В.В. Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Педагогический колледж 10
Содержание Теоретическая часть Сущность смыслового чтения Умения смыслового чтения Речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации Речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации Составление текстов в устной и письменных формах Составление текстов в устной и письменных формах Требования к речи Практическая часть Примеры заданий
Задание 1: Составление связного текста из данных абзацев Задание 1: Составление связного текста из данных абзацев Задание 2: Составление краткого рассказа Задание 3: Назови одним словом Задание 4: Переставь буквы Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8: Найди слова в слове Задание 9 Задание 10
Что такое «смысловое чтение»? В примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается: 1. осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 2. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; 3. определение основной и второстепенной информации; 4. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; 5. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Умения смыслового чтения умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации Развитие речевой коммуникации младших школьников осуществляется поэтапно. 1 этап 3 этап 2 этап
1 этап На 1 этапе учащиеся (1-2 кл) под руководством учителя могут: участвовать в урочном общении; давать полные ответы на вопросы и задавать вопросы; комментировать; делать простые сообщения логично и последовательно. Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
2 этап присутствует простота и четкость речевого высказывания, прослеживается умение высказаться ярко; прослеживается умение вступать в общение с собеседником. Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
3 этап умение вести беседу в паре, в группе; умение вести диалог; строить дискуссию; умение участвовать в конференции, игре и т.д. Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, речевых оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.
Составление текстов в устной и письменных формах Развитие речевой компетенции невозможно без текстовой деятельности. Начиная с 1 класса, в первую группу упражнений, направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковую правильность можно отнести следующие упражнения: подбери слова по теме «Зима», «Лес» и т.п.; найди и прочитай слова, которые раскрывают главную мысль текста, рассказа; составь предложение по картине; составь несколько предложений по картине; придумай своё название текста. составь текст по рисунку (устно).
Требования к речи 1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи. 2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения. 3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов). 4. Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи. 5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата. 6. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех.
Составление связного текста из данных абзацев Цель: формирование навыка смыслового чтения, укрепления навыка последовательного изложения текста. Источник Возраст: 7-11 лет Оборудование: текст, разрезанный по абзацам. Ход проведения: Учитель даёт учащимся абзацы в разном порядке. Учащиеся же должны собрать из нескольких абзацев единый текст. Для правильного выполнения задания надо установить последовательность событий, порядок их развития, границы между ними и взаимосвязь. Этой работой можно успешно заниматься, имея текст перед глазами: неоднократно перечитывать отрывки, определять тему каждого, находить начало и конец отрывка. Инструкция: «Попытайтесь собрать текст воедино».
Составление краткого рассказа Цель: формирование навыка устного изложения текста. Источник Возраст: 7-11 лет Оборудование: текст. Ход проведения: Детям предлагается в процессе анализа прочитанного выразить какую-то его часть кратко, одним предложением. Затем, при разборе других рассказов, кратко передать главное содержание 2-3 частей прочитанного рассказа, а в дальнейшем и всего текста. Инструкция: «Выразите N-абзац одним предложением»; «Какова главная мысль прочитанного рассказа? Постарайтесь ее описать как можно кратко».
Назови одним словом Цель: развития навыка осознанного чтения. Источник: osoznannogo-chteniyahttp://skosh.ru/index.php/navyki-pravilnogo-i- osoznannogo-chteniya Возраст: 7-10 лет Оборудование: цепочки слов на листе (просмотр). (просмотр). Ход проведения: Детям предлагается ряды слов, которые он должны охарактеризовать одним общим словом. Инструкция: «Прочитай цепочку слов и назови данные слова одним общим».
1.Ворона, воробей, ласточка, синица; 2.Ножницы, молоток, топор, грабли; 3.Шарф, варежки, пальто, кофта; 4.Телевизор, утюг, пылесос, холодильник; 5.Картофель, свекла, лук, капута; 6.Лошадь, корова, свинья, овца; 7.Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; 8.Липа, береза, ель, сосна; 9.Гусь, утка, курица; 10.Зеленый, синий, красный, желтый.
Переставь буквы Цель: развитие скорости мышления в процессе чтения, его осознанности. Источник: Возраст: 7-10 лет Оборудование: текст, ручка. Ход проведения: Учитель даёт детям текст, в котором нужно переставить буквы по ходу чтения (просмотр). (просмотр). Инструкция: «Сейчас вы прочитаете текст, но некоторые буквы в словах забыли свои места, помоги им встать на место».
В лесу на сосне сидит телят. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, урок билотд, букашек ищет. (В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет)
Задание 5 Цель: формирование навыка правильного чтения. Источник: Возраст: 7-10 лет Оборудование: игрушки, слова на карточках. Ход проведения Инструкция: «Опиши предмет который я держу в руках»; «Повторяй за мной слова»; «Прочитай на карточке слова, имеющие одинаковую приставку»; «Прочитай предложение слева направо».
1. Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает). 2.Повтори, что сказал учитель: Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка. 3. Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста). 4. Чтения слов, отличающихся одной буквой. Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска. 5. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания. Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка. 6. Чтение «перевертышей». Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
Задание 6 Цель: развитие навыка составления текста в устной форме. Источник: osoznannogo-chteniyahttp://skosh.ru/index.php/navyki-pravilnogo-i- osoznannogo-chteniya Возраст: 7-11 лет Оборудование: карточки с пословицами/предложениями. Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать пословицу/предложение и устно передать ее смысл. Инструкция: «Прочитай предложение/пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему».
Задание 7 Цель: развитие навыка составления текста в письменной форме. Источник: osoznannogo-chteniyahttp://skosh.ru/index.php/navyki-pravilnogo-i- osoznannogo-chteniya Возраст: 7-11 лет Оборудование: карточки с предложениями. Ход проведения: Учащимся предлагается составить небольшой рассказ (от 5 до 15 предложений), опираясь на одно предложение. Инструкция: «Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль в письменной форме. Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения».
Найди слова в слове Цель: развитие навыка осознанного чтения. Источник: osoznannogo-chteniyahttp://skosh.ru/index.php/navyki-pravilnogo-i- osoznannogo-chteniya Возраст: 7-10 лет Оборудование: слова на карточках. Ход проведения: Даётся одно слово (желательно длинное). В этом слове учащиеся должны найти ещё несколько слов. (Например. Смородинка: родина, сок, доска и т. д.) Инструкция: «В одном слове спрятались несколько других, попробуй найти их».
Задание 9 Цель: развитие навыка составления текста в письменной форме. Источник: osoznannogo-chteniyahttp://skosh.ru/index.php/navyki-pravilnogo-i- osoznannogo-chteniya Возраст: 7-11 лет Оборудование: текст. Ход проведения: Учащимся предлагается закончить рассказ, опираясь на начало уже готового текста. (просмотр) (просмотр) Инструкция: «Закончи рассказ».
Забота о птицах Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Задание 10 Цель: развитие навыка осознанного чтения. Источник: pravilnogo-i-osoznannogo-chteniyahttp://skosh.ru/index.php/navyki- pravilnogo-i-osoznannogo-chteniya Возраст: 7-10 лет Оборудование: карточки со словосочетаниями (просмотр). (просмотр). Ход проведения: Учащимся предлагается карточки со словами, их необходимо изменить по образцу. Инструкция: «Измени словосочетания по образцу».
1. кленовые листья – листья клёна 2. городские улицы - … 3. сосновый запах - … 4. сделан из камня – каменный 5. сделан из бумаги - … 6. сделан из соломы - …