Полное имя: Дуранте дельи Алигьери. Родился в мае- июне ( точная дата неизвестна) 1265 года во Флоренции. Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции.
В 1274 году девятилетний мальчик залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари это его первое автобиографическое воспоминание. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году), а сам он вступил в один из тех деловых браков, браков по политическому расчёту, какие в то время были приняты.
Встречу Данте с Беатриче во время праздника в доме отца девочки воссоздал Джованни Боккаччо, один из первых биографов Данте: «Была среди детей и дочка вышеназванного Фолько, и все звали эту девочку Биче, но Данте с самого начала стал называть её полным именем – Беатриче; ей было не больше восьми, все её движения пленяли детской грацией и прелестью, но повадки и слова отличались скромностью и серьёзностью, несвойственными столь юному возрасту; лицо Беатриче, миловидное, очень нежное и на редкость правильное было не только красиво, но и отмечено несказанным целомудрием, так что многим она казалась ангелом небесным, - и вот такой, какой я описал её здесь, а быть может, во много раз прекраснее, явилась она на этом празднестве нашему Данте: встречал он её, полагаю и раньше, но только на этот раз она внушила ему любовь, и, хотя он был ещё маленький мальчик, образ Беатриче так глубоко запечатлелся в его сердце, что остался в нём до самой кончины».
Данте Алигьери женился (в 1292 году) на Джемме Донати. Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с его детьми, блюдя остатки отцовского достояния. Данте Алигьери слагал тогда свои песни в прославление Беатриче, свою «Божественную Комедию», и в ней Джемма не упомянута ни словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Беатриче; только Джемма жила вдали от всей
Когда на 35-м году («на половине жизненного пути») вопросы практики обступили Данте с их разочарованиями и неизбежной изменой идеалу и он сам очутился в их водовороте, границы его самоанализа расширились, и вопросы общественной нравственности получили в нём место наряду с вопросами личного преуспеяния. Считаясь с собой, он считается со своим обществом. Ему кажется, что все плутают в сумрачном лесу заблуждений, как сам он в первой песни «Божественной Комедии», и всем загородили путь к свету те же символические звери: рысь сладострастие, лев гордыня, волчица алчность. Последняя в особенности заполонила мир; может быть, явится когда-нибудь освободитель, святой, нестяжательный, который, как борзой пёс (Veltro), загонит её в недра ада; это будет спасением бедной Италии.
Так преобразовалась схема загробных хождений в руках Данте, может быть, единственного из средневековых поэтов, овладевшего готовым сюжетом не с внешней литературной целью, а для выражения своего личного содержания. Данте умер с 13 на 14 сентября, так и не доехав до Равенны…