гг.
Причины роста революционного движения После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось и революционное движение. Это было вызвано несколькими причинами. Часть радикально настроенной интеллигенции выражала недовольство умеренным характером реформ : сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния.
Поиски ориентиров Идейным вождем революционного движения в России в конце 50- х начале 60- х гг. стал редактор петербургского журнала « Современник » Н. Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об « общинном » социализме, ратовал за создание революционной организации.
Идеи « общинного » социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70- х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.
Михаил Александрович Бакунин ( ) Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, « бессмысленный и беспощадный ». Русский народ он считал изначально народом - бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция « умственный пролетариат ». Обращаясь к молодежи, Бакунин писал : « Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель, бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать « повивальной бабкой » самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий ».
Петр Лаврович Лавров ( ) Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке. Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые « критически мыслящие личности », имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет « оплатить » свой « долг народу ». Ведь она получила образование и другие жизненные блага благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.
Петр Никитич Ткачев ( ) В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была « расшатать » существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.
Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от обстановки среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.
Конец