Цезарь Антонович Кюи русский композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал. русский композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал. Оперы «Капитанская дочка», «Пир во время чумы», «Кот в сапогах» и др. Оперы «Капитанская дочка», «Пир во время чумы», «Кот в сапогах» и др. Произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей. Произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей.
Своей критической деятельностью способствовал утверждению прогрессивных идейно- художественных принципов «Могучей кучки», раскрытию исторического значения творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, пропаганде творческих начинаний А.П.Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Своей критической деятельностью способствовал утверждению прогрессивных идейно- художественных принципов «Могучей кучки», раскрытию исторического значения творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, пропаганде творческих начинаний А.П.Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.
В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Опера Кюи «Вильям Ратклифф» (по Г.Гейне, 1869, Мариинский театр, Петербург) отразила прогрессивные эстетические установки «Могучей кучки». Вместе с тем ей присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные творчеству Кюи и в дальнейшем.
Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В.Гюго, 1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепьяно., скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы»
Систематическая музыкально - критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг., но уже со 2-й половины 70-х гг. 19 в. во взглядах Кюи наметились черты ограниченности и консерватизма. Труды по фортификации.
Кюи - автор капитальных научных трудов по фортификации, создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генштаба. Первым среди русских военных инженеров предложил применение броне башенных установок в сухопутных крепостях.
Но и о занятиях музыкой и музыкальной критикой Кюи не забывал, вел активную общественную работу. В годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 году был избран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества. Он состоял членом Бельгийской королевской академии, "The Manuscript Society" в Нью- Йорке, корреспондентом Французской Академии изящных искусств, Института Франции (с 1894) и других ученых и артистических кружков.
После Октябрьской Революции Ц.А. Кюи перешел на сторону Советской власти. Он даже вступил в РККА, продолжая оставаться профессором трех военных академий. Правда, при новой власти он прожил совсем недолго.
Илья Репин. Портрет Ц. Кюи Государственная Третьяковская галерея, Москва
Могила Ц. А. Кюи и его супруги Мальвины Рафаиловны на Тихвинском кладбище в Александро- Невской лавре (Санкт-Петербург)