Ассоциация программ снижения вреда « Партнерская сеть » Султангазиев А. « Обучение по УСС и продвижение компонента УСС на уровне страны : пример Кыргызстана »
Предыстория Была отклонена заявка на 8-й раунд. (Не была согласована с СКК, большая часть сообщества была против, направления заявки не соответствовали эпид.ситуации) Была отклонена заявка на 9-й раунд. (Не соответствие 4-у критерию, были непрозрачные выборы PR, ГО направило ряд писем в секретариат ГФ)
План по продвижению заявки на 10- й раунд Необходимость консолидации гражданского сообщества. Детальное изучение процедур подготовки заявки и требований ГФ при подготовки заявки. Сбор информации по эпид. ситуации и страновых потребностях. Формирование группы сторонников с привлечением международных партнеров и депутатов парламента КР. Осуществление общественного давления на правительство, МЗ КР и СКК для включения необходимых направлений в заявку, включения представителей ГО в рабочие группы по подготовке заявки, проведения открытых прозрачных выборов PR и суб - реципиентов. Проведение национального форума НПО по выборам в СКК представителей гражданского сектора и выработке рекомендаций о направлениях для включения в заявку и кандидатуры PR. Привлечение экспертов для консультаций при написании заявки. Участие во всем процессе подготовки заявки.
Практические шаги по реализации плана ( Активность ГО и общественное давление ) 2009 г. – участие на правах общественных наблюдателей в заседаниях СКК при определении направлений и выборах P ЗК. Выступления ГО на заседаниях СКК. Акции протеста и письма против выбранного PR. Ноябрь 2009 г. участие в семинаре по деятельности ГФ в г. Софии. Участие в саммите ГФ в г. София. Выступления ГО на сессиях саммита. Ноябрь март 2010 проведение встреч с представителями НПО и сетей по преодолению противоречий, выработке согласованных позиций и объединению усилий. Формирование коалиции трех сетей. Январь – март 2010 инициация и подготовка 3- го национального форума НПО, работающих в сфере ВИЧ, с целью оказания общественного давления на принимаемые решения при подготовке заявки. Проведение встреч с международными партнерами (DFID, фонд « Сорос - Кыргызстан », UNODC, USAID, UNAIDS – члены СКК ) по согласованию направлений для включения в страновую заявку, выбору PR и выработке стратегии продвижения данных вопросов марта 2010 г. проведение национального Форума НПО. ( Выборы новых членов СКК от ГО, формирование рекомендаций ГО по направлениям для включения в страновую заявку и выбора PR и суб - реципиентов.
7 апреля 2010 – Изменение политической ситуации ( Расформированы правительство и парламент, исполнительная власть значительно ослаблена и деморализована ). ГО и секретариат СКК продолжают функционировать. Май 2010 г. – ГО с международными партнерами инициирует формирование рабочей группы и проведение заседаний СКК по определению направлений и выборам PR. В состав РГ из 10 человек вошло 4 от ГО. Начат процесс реформирования СКК. Сформирована рабочая группа и разрабатывается положение по СКК, структура СКК и т. д. На заседаниях СКК представители ГО презентуют приоритеты ГФ, требования при подготовке заявки. Утверждены направления для включения в заявку. ГО инициирует приглашение 2- х экспертов через ФСК и CARHAP. Проводит переговоры с экспертами, разрабатывает TOR и организует встречи рабочей группы с экспертами. Инициирует проведение выездной встречи РГ с экспертами для доработки заявки. По просьбе ГО ПРООН также предоставляет своего эксперта имеющего опыт имплементации грантов ГФ.
Утвержденные направления для включения в заявку Укрепление систем сообществ ( ПИН, ЛЖВ, женщины ПИН ) Мероприятия по расширению универсального доступа к услугам для особоуязвимых групп ( ПИН, РС, МСМ, заключенные ) Мероприятия по расширению доступа к АРТ, в том числе матери и дети. Улучшение социальной поддержки. Мероприятия по ВИЧ / ТБ. Улучшение диагностики и инфекционного контроля.
Успешные формы работы Детальное знание требований, приоритетов и процедур ГФ при подаче заявок, владение документально подтвержденной информацией об эпид. ситуации и потребностях в стране позволило аргументировано вести диалог с членами СКК, МЗ КР и международными партнерами. Представленный на заседании СКК анализ причин провала заявок позволил начать конструктивный диалог с гос. сектором. Проведенные пресс - конференции об ответственности бывшего председателя СКК ( вице - премьер министра ) за провал заявки на 9- й раунд также возымели свое действие. Резолюция принятая на 3- м форуме НПО ( более 120 НПО ) стала опорной рекомендацией при принятии решений. Все заседания СКК проходили с участием внешних наблюдателей от ГО и протоколы заседаний шли в широкую рассылку. Представленные на СКК презентации о приоритетах и процедурах ГФ стали решающим фактором при определении направлений. Практика встреч и консультаций до заседаний СКК позволила проводить согласованную линию и составлять большинство при голосовании.
Проблемы при продвижении компонента УСС Формальная устная поддержка со стороны части вовлеченных в процесс сторон при принятии решений могла измениться. ( Необходимо предполагать запасные варианты.) Много вопросов решается кулуарно и неиспользование или недостаточное участие ГО в таких воздействиях или отсутствие информации о кулуарных процессах приводило в последствии к необходимости форсирования решения вопросов. ( Отстранение от формирования состава РГ по подготовке заявки заставило предпринимать более агрессивные адвокационные шаги )
Сложности Низкая активность ГО при расчете потребностей целевых групп и НПО для предоставления услуг своим клиентам. В связи со сложной политической ситуацией и частой сменой гос. представителей приходилось регулярно заново вести разъяснительную работу. Приходилось искать компромиссные решения между представителями секторов, претендующих на доступ к ресурсам ( МЗ, РС / МСМ / ПИН, РЦН ) при планировании распределения ресурсов. В связи с низкой активностью госсектора гражданскому сектору ( члены СКК, сети ) приходилось брать инициативу по привлечению технической помощи, сбору данных, расчету потребностей и проведению встреч РГ.
Значимая поддержка и благодарность На этапе мероприятий по консолидации ГО поддержку оказали OSI, фонд « Сорос - Кыргызстан », ЮНЭЙДС, CARHAP, ЕССВ. На этапе адвокации направлений наиболее значимую поддержку оказали ЮНЭЙДС, ФСК, DFID. На этапе написания заявки и привлечения технической помощи активно помогали OSI, ФСК, CARHAP, ПРООН и ЮНЭЙДС.
Наши благодарности На всем этапе существенную поддержку и техническую помощь оказывали : Виталий Джумагалиев ( секретариат ГФ ) – консультации по организации форума, достижению гражданского консенсуса, привлечение экспертов для написания заявки. Смилянская Марина – экспертная помощь при написании заявки, привлечение экспертов. Шона Шоннинг – оказание технической поддержки при подготовке заявки. Рощпкин Геннадий - экспертиза и обучение ГО. Штукийте Раминта – консультации по определению приоритетов заявки, обеспечение материалами. Мукамбетов Айбек – ( ФСК ) активная помощь при определении направлений, сбору информации и привлечении экспертов для написания заявки. Бийбосунова Дамира Ильясовна ( ЮНЭЙДС ) – за поддержку в адвокации. Сыдыкова Айгуль (DFID) – за поддержку в адвокации
Наиболее используемые и полезные информационные материалы Рамочный документ ГФ « Укрепление систем сообществ » Бюллетени ГФ по УСС, СВ, Коинфекция ВИЧ / ТБ, Женщины девочки, Определение приоритетов, Двухканальное финансирование, Повышение эффективности использования средств, СОГИ. Руководство по подготовке заявки, Часто задаваемые вопросы ( ГФ ). Руководство по обеспечению доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке для ПИН. ( ВОЗ, UNODC, ЮНЭЙДС ) Руководство Aidspan к 10 раунду приема Глобальным фондом заявок на финансирование.
Каждый имеет Право на жизнь !