ЗА НАШУ ПОБЕДУ! Плакаты Великой Отечественной войны Авторы: Ачадовский Сергей, Бунин Андрей, Добровольский Дмитрий, обучающиеся группы СДС-312/12 ГБПОУ Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова города Москвы Руководители: Ильина Татьяна Васильевна, Ковальчук Евгений Петрович
Плакат Великой Отечественной войны одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.
Первым плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня 1941 года, был лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении между СССР и Германией, и красноармейца, вонзившего штык в его голову.
Среди многих искренних работ тех дней лист В. Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ.
Тогда же, в июне, В. Корецкий создал композицию «Будь героем!». Этот плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города.
Защитников Ленинграда вел в бой плакат В. Серова «Наше дело правое победа будет за нами».
Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н. Жукова и В. Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.
События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед плакатистами новые задачи. Художники показали трагедию войны; героями их листов были женщины и дети.
Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу.
Недаром художник Н. Жуков в своей работе «Бей насмерть!», поместил этот плакат на стену дома, который защищал от врага красноармеец- пулеметчик.
Бесстрашие, героизм и фронтовое братство советских воинов воспели плакаты Н. Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!», А. Кокорекина «Когда бронебойщик стоит на пути...», В. Корецкого «Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен...» и другие работы 1942–1943 годов.
Победа под Сталинградом продемонстрировала всему миру несгибаемую силу бойцов и мощь Красной Армии, сумевшей противостоять многотысячной немецко-фашистской армаде и отбросить врага от Волги.
После разгрома врага от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел.
Радость матери на плакате Ф. Антонова «Сынок родимый мой! Словами не сказать...» и счастье женщины, обнимающей воина, на плакате В. Иванова «Ты вернул нам жизнь!», явились выражением народной любви и гордости за своих героев.
Творчество В. Иванова наиболее ярко проявилось в листах 1943 года «Пьем воду родного Днепра...» и «На Запад!», которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина.
До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году художнику Л. Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря- победителя на этом плакате стал реальный герой снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа. Бесспорно, самые лирические образы героев войны создал В. Кокорекин. Работы художника готовили советских людей к скорой встрече с героями-воинами.
На плакате В. Корецкого «Не унесут фашистов ноги добью врага в его берлоге!» пожилой боец с автоматом на груди верит в близость победы и неотвратимости расплаты врага за все причиненные народам страдания.
Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами, выполненными В. Ивановым, В. Корецким, А. Кокорекиным, В. Климашиным, Л. Головановым. Художники прославляли советский народ и его героических воинов.
Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и радостное ликование победителей торжественно ушел в историю.