Государство на берегах Нила
План урока. 1. Страна Египет. 2. Разливы Нила. 3. Объединение Египта.
Учебник Карта Понятия 1. Страна Египет
Прочитайте пункт 1 «Страна Египет» в § 6 учебника. Ответьте на вопросы: 1. На каком материке находится Египет? В какой его части? 2. Чем защищён Египет с запада? 3. Какое море омывает берега Египта на востоке? 4. О какой реке идет речь в документе? Где она берет своё начало и куда впадает? 5. Что такое пороги? 6. Что такое дельта реки? 7. Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? 8. Опишите природные и климатические особенности Египта. 9. Что такое оазис? 10. Опишите растительный и животный мир Египта. Задание для учащихся
На каком материке находится Египет? В какой его части? АФРИКА C З В Ю СВ Египет находится на северо-востоке Африки. Работа с атласом
Чем защищён Египет с запада? C З В Ю Ливийская пустыня К западу от Египта находится Ливийская пустыня. Какое море омывает берега Египта на востоке? С востока Египет омывается водами Красного моря. О какой реке идет речь в документе? Где она берёт своё начало и куда впадает? Нил – вторая (после Амазонки – 6992 км) по протяженности река в мире: её длина – 6670 км. Река берет начало на юге, на Восточно- Африканском плоскогорье и впадает на севере в Средиземное море. Нил ИСТОК Что такое пороги? Пороги Нила – это каменистые преграды на дне реки. 1 порог 1 порог Что такое дельта Нила? Дельта – разветвление в устье реки при её впадении в море, озеро. УСТЬЕ Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? В период летнего солнцестояния начинался разлив Нила.
C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог 1 порог УСТЬЕ Опишите природные и климатические особенности Египта. Узкая долина Нила (плодородные почвы). Каменистые бесплодные пустыни. Отсутствие дождей. Песчаные бури. Среднегодовая температура: ˚С (летом ˚С). Что такое оазис? Оазис – место в пустыни, где есть вода и растительность км
C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог 1 порог УСТЬЕ Среднегодовая t: ˚С Опишите растительный и животный мир Египта. Растительный мир: Финиковые пальмы. Акации. Папирус (тростник). Животный мир: Крокодилы. Бегемоты. Дикие кошки. Птицы: гуси, утки, пеликаны. Рыбы.
Задание для учащихся Приведите в соответствие понятия и определения: А. Оазис Б. Исток В. Пороги Г. Устье Д. Дельта 1. Место, где река берет своё начало. 2. Каменистые преграды на реке. 3. Разветвление в низовьях реки при её впадении в море, озеро. 4. Место в пустыни, где есть вода и растительность. 5. Место, где река впадает в море, озеро и т.д. АБВГДАБВГД 41253
2. Разливы Нила. Бог Хапи Разливы Нила Хапи – бог Нила Ирригация
C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог 1 порог УСТЬЕ км Среднегодовая t: ˚С Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи. Они считали свою землю даром этого бога. Египтяне верили, что далеко на юге, за порогами, есть пещера, в которой сидит бог реки Хапи. У него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов.
Хапи изображали в виде тучного мужчины с жирным, в складках животом, перепоясанным поясом, в сандалиях, что считалось символом богатства. На голове у него был надет венок из папируса. В руках он держал поднос для приношений, заваленный рыбой, утками, цветами и связками пшеницы. Статуэтки бога обычно окрашивали в голубой цвет – цвет неба и божества или в зелёный – цвет воскресающей после разлива Нила природы. Египтяне посвящали своему богу хвалебные песни.
Задание для учащихся Прочитайте в § 6 «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». Ответьте на вопросы: 1. Почему Египтяне считали, что Нил даёт жизнь Египту? 2. Как египтяне относились к Нилу? Какие функции они ему приписывали?
C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог 1 порог УСТЬЕ км В июне - июле в Центральной Африке шли проливные дожди и таял снег на вершинах гор. Потоки воды устремлялись в реку. Начинался разлив Нила (19 июля). Река становилась мутно- зеленого цвета, а затем красного. Вода прибывала с каждым днём, заливая всю долину до самых горных обрывов. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега и вода становилась голубой и прозрачной. Безжизненная пустыня превращалась в цветущий рай.
Во время ежегодных разливов реки земля покрывалась чёрным илом (ил - частицы полусгнивших растений и горных пород), образуя узкие полоски плодородной земли. Древние египтяне так и называли свою страну – Та - Кемет, что значит «Черная земля». Позднее древние греки дали стране на берегах Нила имя «Египет», что значит «загадка, тайна».
Задание для учащихся 1. Какие природные условия Египта были благоприятны для земледелия? Чем? 2. Какие трудности создавала природа для первых жителей долины Нила?
Земледелие «+»«-» Солнечный свет Болота Тёплый климат Заросли тростника Вода (река и её разливы)Неравномерность орошения (орошать – пропитывать водой) Плодородная почва (ил)
Ирригация, или орошение – это искусственное привлечение воды на определенные земли, чтобы ускорить рост и созревание растений. Со временем от русла Нила были отведены большие каналы, от которых шли канавки, прорезывавшие все участки полей.
Вдоль больших каналов тянулись узкие плотины, сложенные из глины и тростника. Плотины огораживали поля со всех сторон и задерживали воду. А чтобы вода не застаивалась на поле, излишки спускали в реку через специальные «воротца» в насыпях.
Оросительная система садов и огородов включала особые приспособления – шадуфы. Они представляли собой два столба с перекладиной. К перекладине была прикреплена качающаяся жердь, на одном конце которой был камень, а на другом кожаное ведро. Ведром черпали воду из колодца и поливали поля.
Колодец «Журавль»
Задание для учащихся Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Как вы думаете, что имел в виду Геродот? Согласны ли вы с его мнением? Геродот (484 – 425 гг. до н.э.)
3. Объединение Египта
Множество лет назад в долине Нила возникло около сорока царств. Правители египетских царств постоянно воевали друг с другом. 1 порог 1 порог
В итоге длительных войн на территории Египта образовалось два крупных царства – Северный Египет и Южный Египет. Назовите местоположение этих царств. Северный (Нижний) Египет Южный (Верхний) Египет Объясните, почему территория Верхнего Египта находится на карте внизу, а территория Нижнего Египта – наверху. УСТЬЕ ИСТОК
1 порог 1 порог Царь Северного Египта носил корону, которая была красного цвета. У царя Южного Египта корона была белого цвета. Цари ожесточенно воевали друг с другом. Северный Египет Южный Египет
Древнеегипетское изображение на камне Стебли растения (каждый стебель означал тысячу пленников) Царь Рассмотрите древнеегипетское изображение. Царь какого Египта одержал победу? Сколько людей он захватил в плен? Убегающие противники царя
1 порог 1 порог Около 3000 года до н. э. царю Южного Египта (Мина или Менес) удалось завоевать Северный Египет – образовалось единое Египетское государство, территория которого теперь простиралась от первого порога Нила до дельты. Что произошло в Египте около 3000 года до н. э.? Государство всегда имеет определенную территорию г. до н. э. Северный Египет Южный Египет
1 порог 1 порог Правитель объединенного Египта стал носить двойную корону. Правителей всего Египта называют фараонами («великий дом»). В государстве всегда есть правитель.
1 порог 1 порог Столицей единого государства стал город Мемфис («Белые стены», Весы Двух стран, Жизнь Двух стран). В государстве всегда есть столица (главный город). Мемфис
1 порог 1 порог Население страны платило фараону налоги – отдавало часть урожая. Так образовалась казна – доходы правителя и его помощников. В государстве всегда осуществляется сбор налогов и есть казна. Мемфис
Задание для учащихся Мы познакомились с новым понятием – «государство». Назовите признаки государства. Государство МЕМФИС
Задание для учащихся Продолжите предложение: 1. Царь Верхнего Египта носил… корону. 2. Царь Нижнего Египта носил… корону. 4. Правитель едино Египта стал носить титул…. 5. Первого правителя единого Египта звали…. 6. Первой столицей единого государства стал город…. белую красную фараон Мина Мемфис 3. Единое государство в Египте образовалось в… г. до н.э. 3000
Н.Э.до Н.Э. От прошлого к будущему через настоящее Рождение Иисуса Христа Задание для учащихся ? объединение Египта
Домашнее задания Учебник - § 6, вопросы и задания к параграфу. Проверить правильность заполнения маршрутного листа «Государство на берегах Нила». Рабочая тетрадь – задание 22, 25. Контурная карта «Древний Египет».