Развитие позиции руководителя образовательного учреждения в условиях введения стандартов нового поколения посредством коучинг-технологий Фаязова Альфия Фаритовна, начальник отдела Центра развития образования Пермского края, к. пед. наук
Управленческие проблемы, возникающие в условиях неопределенности Отсутствие исполнения решений; Кризис доверия коллегам; Потеря фокуса, отсутствие приоритета; Всепроникающий страх, неуверенность.
Развитие позиции руководителя Интенсивный путь Экстенсивный путь
Модели руководителей Руководитель – коуч Способствует раскрытию потенциала работников для повышения его производительности и эффективности. Он помогает личности обучаться. Директивный руководитель Предлагает готовые решения, дает четкие инструкции, использует мотиваторы «кнут» и «пряник», берет всю ответственность на себя,
Что такое коучинг «Сoaching»? «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути». наставлять, воодушевлять, тренировать; заниматься репетиторством, подготавливать к экзамену или состязаниям; наставничество, инструктирование, консультирование.
Достоинства коучинга Достижение цели намного эффективнее и быстрее; Возрастает профессиональная и личностная уверенность; Способствует самостоятельному формулированию цели, наработке и осуществлению стратегии; Коучинг экологичен; Развивает аналитико-рефлексивные способности;
Достоинства коучинга Улучшение продуктивности деятельности. Большая гибкость и адаптивность к изменениям. Благодаря коучингу, человек развивает новые способности и навыки, которые увеличивают его эффективность. Улучшение взаимоотношений в коллективе.
Достоинства коучинга Развивает творческие способности; Поддерживается инициатива. Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы», причем этот процесс доставляет радость и удовольствие. Улучшение качества жизни. Лучшее использование мастерства и ресурсов людей.
Отсутствие исполнения решений Обеспечить превосходное исполнение своих приоритетных задач (Боб Уитман): Фокусируются на важнейших целях; Обеспечивают знание каждым сотрудником того, что конкретно он должен делать для достижения этих целей; Ведут счет; Организуют цикл последовательных систематических действий по отслеживанию исполнения и доведению намеченного до конца Результат: наличие стратегии и ее реализация
Кризис доверия коллегам Двигаться со скоростью доверия. Три вида поведения для создания доверия ( Стивен Кови): 1)Создавайте прозрачность; 2)Выполняйте обязательства; 3)Распространите доверие на свою команду. Результат: план действий по созданию доверия (превращение налогов низкого доверия в дивиденты высокого доверия)
Достигайте большего меньшими ресурсами Фокусируйтесь на более ценном и важном: 1)Добивайтесь лояльности своих потребителей и сотрудников. 2)Согласуйте организацию с тем, что является ценным для потребителя. Результат: создать «рабочее место, сфокусированное на внесении вклада»
Уменьшайте страх Управлять страхами, управлять эмоциями: 1)Уменьшить неопределенность за счет разработанных правил и решительных действий по ним. 2)Определить ясную миссию и трансформация тревоги в действия и продуктивность за счет замены корневой парадигмы, лежащей в основе страха (оставаться в круге влияния, а не забот ).
Принципы эффективного лидера Расставлять приоритет ценного и важного; Работать на доверии; Ориентированность на потребителя; Сильное предназначение.
Навыки коучинга руководителей Создание взаимопонимания и взаимоотношений (тон, слова- смягчители, настройка, эмпатия и др.) Сконцентрированное внимание (активное слушание, глобальное слушание) Конструктивная связь Управлять временем (линия времени, график Ганта, 5 минут до окончания и др.)
Навыки коучинга руководителей Умение задавать сильные вопросы (простой, имеет четкую цель, воздействует на мысли; признает существование проблемы или трудной задачи; предполагает возможность положительного исхода; является открытым и побуждает к творческой реакции)
А Вы согласны с утверждением? Человека нельзя ничему научить. Можно только помочь ему отыскать то, что уже есть в нем самом. Галилео Галилей
Каков Ваш следующий шаг, чтобы стать более эффективным руководителем?
От новых смыслов к качеству жизни Фаязова Альфия Фаритовна, начальник отдела Центра развития образования Пермского края, к. пед. наук, директор АНО «Центр коучинга в образовании», сертифицированный коуч,