LOGO Компетентность педагога как главный ресурс развития образования и повышения его качества Л.А.Густокашина, проректор по УМР, доцент кафедры УиЭО ПКИПКРО
«Вся школа, вся педагогика – это в конечном итоге учитель… Любая педагогическая деятельность может быть повёрнута учителем во благо или зло. Любой ребёнок может стать в его руках или свободной достойной личностью, или невольником, рабом». К.Д. Ушинский
Актуальность Современная образовательная политика России отражает общенациональные интересы, являющиеся базовыми приоритетами для системы образования. Идет интенсивный поиск направлений, условий, инструментов повышения качества образования и обеспечения его эффективности, результативности и доступности.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ - КОНЦЕПЦИЯ Компетенция (от лат. «competeo» добиваюсь, соответствую, подхожу) это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен). 1 Компетентность это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Таким образом, компетенция проявляется в деятельности. 2
и определил основные глобальные компетентности: «научиться делать, с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе». научиться делать научиться познавать научиться жить вместе научиться жить четыре столпа, на которых основывается образование: В документах ЮНЕСКО 1996 года был впервые очерчен круг компетенций, которые должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировал Теоретическая основа
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя) компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации) Теоретическая основа В исследованиях под руководством И.А.Зимней предпринята попытка упорядочить трактовку компетентностей, и в структуре ключевых компетентностей автором представлены: компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.)
Педагогическая компетентность Компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога определяется его готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми на настоящий момент нормами и стандартами. Э.М. Никитин.
Основные характеристики компетентности педагога личностно-гуманистическая ориентация; способность к системному действию в профессионально-педагогической ситуации; ориентация в предметной области; владение современными педагогическими технологиями; взаимодействие с информацией и передача учебной информации; креативность в профессиональной сфере; наличие рефлексивной культуры; эмпатия; толерантность.
Умение переводить содержание процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: - изучение личности и коллектива; - проектирование развития коллектива и отдельных учащихся; - выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач. Умение построить и привести в движение педагогическую систему: - комплексное планирование образовательно- воспитательных задач; - отбор содержания образовательного процесса; - оптимальный выбор форм, методов и средств. Теоретическая основа Структура педагогических умений Умение выявлять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания: - активизация личности школьника, развитие совместной деятельности; - организация и развитие совместной деятельности; - обеспечение связи школы со средой. Умение учета и оценки результатов педагогической деятельности: - самоанализ и анализ образовательно- воспитательного процесса и результатов деятельности учителя; - определение нового комплекса педагогических задач.
Ключевые компетенции когнитивная (профессионально- педагогическая эрудиция); психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость); коммуникативная (культура общения и педагогический такт); риторическая (профессиональная культура речи); профессионально-техническая; профессионально-информационная (мониторинговая культура).
Выводы 1. Качество любой школьной системы, в конечном счёте, определяется качеством преподавания её учителей. 2. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. 3. Единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания. 4. Чтобы усовершенствовать преподавание, школьные системы должны найти способы радикальным образом изменить то, что происходит в классе.
Существенные перемены в уроке идея субъектности в урочном процессе (персональность позиции учащихся, осмысленность и осознанность их действий на уроке, наличие ценностно-смыслового равенства учителя и учащихся); идея мотивированности обучения, связанная с мотивационным кризисом учащихся и способами их разрешения; идея активизации обучения; идея индивидуально-личностного подхода; идея рефлексивности обучения.
Формы методической работы Традиционные 1. Проектные семинары 2. ВПК 3. Проблемные группы 4. Мастер-классы Инновационные 1. Индивидуальный образовательный маршрут 2. Технологическа карта учителя 3. Работа над индивидуальной методической темой
«В век инноваций именно уровень образования во многом определяет успех человека в жизни, и в целом – динамическое развитие, конкурентоспособность страны» Президент РФ Дмитрий Медведев
LOGO