«Адаптация первоклассников»
Совместная работа педагога – психолога Ковалевой Л.О. и классного руководителя 1 класса Ореховой Е.А.
Адаптация к школе процесс имеющий и физиологические и психологические аспекты
Анализ протекания адаптации первоклассников На основе: 1. наблюдения за учениками на уроках и переменах; 2. опросник для учителя 1 класса; 3. по результатам проверочных работ; 4. Родительское собрание «Адаптация к школе»
Адаптация – процесс приспособления к новым условиям и требованиям среды, результатом которого должна стать приспособленность, которая является показателем жизненной компетентности индивида. Адаптация психологическая – процесс приспособления ученика как личности, к существованию в школе, согласно с его требованиями и личными потребностями, мотивами и интересами
Уровни адаптации : Высокий уровень Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
7 Уровни адаптации: Хорошая школьная мотивация Подобные показатели имеют учащиеся, успешно справляющие с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
8 Уровни адаптации: Положительное отношение к школе Школа больше привлекает вне учебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, меть красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Уровни адаптации: Низкая мотивация Отрицательное отношение к школе. Частые нарушения дисциплины, жалобы на здоровье. Учебный материал усваивается фрагментарно. Требуется помощь учителя. Близких друзей нет. Знает не всех одноклассников.
Результаты опросника «Адаптация ребенка в школе 1 класс» Цель: определить адаптацию детей 1 класса за период обучения первой четверти
1 класс В классе обучается 25 учащихся из них: мальчиков: девочек: 2 учащихся из семей курды 1 учащаяся из семьи цыган. 1 учащийся не обучается 11
Результат показал, что из общего числа обучающихся в 1 классе: 60% учащихся имеют хорошую адаптацию, не дает возможность говорить о каком либо неблагополучии. У 27% обучающихся свидетельствует о средней степени адаптации. А у 13% обучающихся свидетельствует о низкой степени адаптации (Стребникова, Шевцов, Алиев.
13
По результатам наблюдения во время уроков учащиеся имеют сконцентрированное внимание лишь 9 человек или 38%; рассеянное внимание наблюдается у 14 человек или 58%; 1 человек в классе - молчун. Во время перемен класс ведет активную деятельность. Большая половина учащихся 1 класса – гиперактивные дети.
Анализ комплексной стартовой диагностики, проведенной в 1 классе Всего справились с заданием 83 % обучающихся. Средний балл оценивания-15 Выше среднего балла набрали 13 человек 72% Среднее кол-во баллов набрали 2 человека 11 % Ниже среднего 3 человека 17 % 15
Психолого-педагогическая характеристика 1 класса 1 класс Комиссаровской школы посещают 24 человека из 25 по списку (Черноусов В не посещал учебное заведение). Из 25 семей – 9 семей неполные. Воспитанием ребенка занимается мать. (Бозуев, Шевцов, Герасимов, Гончарова, Добрынин, Канц, Коваленко, Павлов, Черноусов). 16 семей- полные. В 4 семьях мать имеет статус матери-одиночки. ( Шевцова, Добрынина, Павлова, Герасимова). 4 родителей имеют высшее образование, 7 человек- средне специальное образование и 30 человек имеют среднее образование. Родители семьи Стигленко, Павлова, Канц, Алиева, занимаются предпринимательской деятельностью. Служащие- 11 человек, рабочие- 14 человек. В 9 семьях мама- домохозяйка, в 2 семьях, отец- безработный, 1 человек работает вахтовым методом. Семьи Болотовых, Коваленко, Шевцовых, Черноусовых имеют статус многодетной. Семья Шевцова А. относится к неблагополучным малообеспеченным семьям. 16
на организм первоклассника
созревание крупных мышц опережает развитие мелких; недостаточно развиты мышцы спины; при чтении вслух обмен веществ увеличивается на 48%;
по показателям сердечно – сосудистой системы, напряжение деятельности ребенка во время урока можно сравнить с напряжением космонавта в состоянии невесомости.
20 Проявления дезадаптации первоклассников: низкий уровень учебной мотивации, нарушение познавательных процессов, высокая тревожность, нарушения эмоционально-волевой сферы, неадекватная самооценка, трудности в общении со взрослыми и сверстниками.
21 наличия у детей адекватной самооценки мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.