Формирование УУД на уроках в начальной школе
необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к поли дисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве
Начальная школа – фундамент дальнейшего образования
-для того чтобы работать профессионально, нужно поставить реальные цели, то есть ответить на вопрос: «Какие метапредметные умения я развиваю у детей в этом году? На этом уроке?» - для того чтобы поставить реальные цели в соответствии с возрастом ребенка, нужно разобраться, что же это такое – метапредметные умения, то есть иметь представление о сути тех или иных умений и понятий;
- для того чтобы реализовать свои профессиональные задачи, нужно знать, как я могу это реализовать, то есть нужно найти, освоить или создать метод; - для того чтобы эффективно развивать эти умения, нужно посмотреть на ресурсы каждого предмета: найти в УМК тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично для ребенка, то есть нужно провести анализ развивающих ресурсов предмета и урока;
- для того чтобы реализовать все это, нужно честно и самокритично проанализировать свои профессиональные возможности, то есть оценить себя как специалиста и ответить, какие дополнительные знания и профессиональные умения необходимо освоить, чтобы решать новые задачи.
ФГОС НОО – программный документ, который затрагивает и мировоззрение педагога.
мы должны передать детям осмысленный способ, то есть и в случае формирования логических действий нужно тоже организовывать учебную ситуацию, «запускать» деятельность, помогать ее осознавать
- способ - умение - универсальное учебное действие
Уметь сравнивать, значит уметь: -выделять признаки, по которым сравниваются объекты; - выделять признаки сходства; - выделять признаки различия; - выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте; - выделять существенные признаки объекта;
Уметь анализировать, значит уметь: - разделять объект на части; - располагать части в определенной последовательности; - характеризовать части этого объекта;
Уметь делать выводы, значит уметь: - находить главное в изучаемом объекте или явлении; - устанавливать главную причину явления; - кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;
Уметь составить схему, значит уметь: - разделять объект на части; - располагать части в определенной последовательности; - определять связь между частями; - оформлять графическое изображение;
При разработке конспекта урока ощутимую помощь учителю может оказать технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Особое внимание с точки зрения формирования универсальных учебных действий в ФГОС НОО уделяется рефлексивным умениям.