Лекция как ведущий метод изложения материала Составитель- канд.психол. наук, доцент Малейко Г.У.
Лекция - это логически стройное, систематически последовательное, методически организованное и ясное изложение того или иного научного вопроса.
Цели лекции Дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме; Обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем; Воспитать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету и развивать у них самостоятельное творческое мышление
Основные функции лекции Познавательная функция лекции; Развивающая функция лекции; Воспитательная функция лекции; Организующая функция лекции.
Основные требования к современной лекции научность; доступность; единство формы и содержания; эмоциональность изложения; органическая связь с другими видами учебных занятий; связь с практикой повседневной жизни.
С учетом этих требований каждая лекция должна: иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов; иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему; иметь законченный характер освещения определенной темы;
быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество примеров, фактов, обоснований; Быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения; Вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;
находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы; отражать методическую обработку материала; быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией;
излагаться четким и ясным языком; содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий; быть доступной для восприятия данной аудиторией.
Структура вузовской лекции: Вступление (введение); Изложение; Заключительная часть: -лектор напоминает тему и цель занятия; -излагает опорные точки по материалам рассмотренных вопросов; -подводит краткий итог всей темы и отвечает на вопросы.
Классификации лекций По дидактическому назначению: а) вводные лекции: -усиливающие интерес, развивающие различные мотивы познания; -помогающие сориентироваться в литературе; -дающие «заряд» для самостоятельной работы;
По месту в учебном процессе: а) предваряющие самостоятельную работу студентов (СРС); б) завершающие определенный этап СРС, где проводиться анализ проблемы.
По содержанию и способу подачи информации: а) Информационные лекции читаются, когда: - материал разбросан по разным источникам; -материал в доступных студенту источниках представляется лектору неудовлетворительным; -материал новый, не успевший войти в учебники и пособия; - материал особо труден для понимания и усвоения.
б) Проблемные лекции - читаются проблемным способом, опираются на проблемный подход к обучению.
Формы лекций Вводная лекция Установочная лекция Заключительная лекция Лекция-консультация Лекция-ситуация Лекция-интервью Лекция «Пресс-конференция»
Лекция-консилиум Лекция с заранее запланированными ошибками Лекция-визуализация Лекция вдвоем Проблемная лекция
Спасибо за внимание!