Профессиональные функции социального педагога в образовательной системе МОУ СОШ 16 педагогический проект Якимовой Ирины Николаевны
Цели проекта Выявить потребности ОУ по решению социальных проблем обучающихся Определить содержание и основные направления работы социального педагога в ОУ
Аналитико- диагностическая функция: изучение и оценка социальной микросреды ОУ, ее влияния на учащихся; выявление личностных особенностей учащегося, его «проблемного поля»; выявление причин неадекватного поведения детей, подростков Методы: Социометрическое исследование ученических коллективов,Социометрическое исследование ученических коллективов диагностика «Акцентуация характера», рисуночная диагностика.
Коррекционная функция: противостояние негативному влиянию социальной среды, коррекция самооценки школьников, помощь в избавлении от вредных привычек. Методы: диагностика самооценки учащихся, тренинг «Достижение цели», программа здраво сберегательных мотиваций «Дорога к доброму здоровью»
Функция социально- педагогической поддержки и помощи учащимся Оказание помощи учащимся в - саморазвитии, - самопознании, - самоутверждении, - самореализации, - самоорганизации; Установление доверительных отношений. Методы: СРИ «Жизненный экзамен», элективный курс «Узнай свои возможности», тренинг толерантности «Жить в мире с собой и другими», программа «Социальное взросление и здоровье школьников».
Право-защитная функция: Использование всего комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов ребенка, Взаимодействие с правовыми органами, органами социальной защиты и помощи, Правовое просвещение детей и их родителей. Методы: программа совместных мероприятий с ПДН при ОВД, работа с категорией «группы риска», методом социального патронажа
Психотерапевтическая функция: Забота об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников, Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуациях, снятие депрессивного состояние, агрессии, Содействие в создании ситуаций успехов школьников. Методы: Программа индивидуальных занятий «Удивляюсь, злюсь, радуюсь, боюсь», Программа индивидуальных занятий на формирование психологического здоровья «Тропинка к своему Я», Тренинговое занятие на снятие агрессии.
Социально- профилактическая функция: Организация системы профилактических мер по предупреждению девиантного поведения детей и подростков, Формирование нравственно-правовой устойчивости, Организация системы мер социального оздоровления детей из семей «группы риска» Методы: профилактика распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа: «Маршрут безопасности», «Шкала риска»; Программа «Первичная профилактика различных видов зависимостей»; Индивидуальная работа с детьми «группы риска»
Список литературы: Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе/ В.А. Родионов, М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития, Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг/ Н.В. Клюева. - Ярославль: Академия развития, Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. практик/ Н.В, Вострокнутов; Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М., Теоритические, методические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи/ Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М., 2004.
Список литературы: Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. – М., 2004 Открытый урок нашей общей тревоги: опыт, консультации, алгоритм действий / Книга-спутник педагога в организации антинаркотической профилактики в школе. – М.: Минобразования России, Учитель – ученик: от сердца к сердцу невидимая нить / Игры и упражнения по социальной адаптации школьников. - М.: Минобразования России, Родительский всеобуч: чтобы подросток не вырос подранком / Социальная адаптация, воспитание стрессоустойчивости, профилактика наркомании. - М.: Минобразования России, 2003.