Учебно – методическое пособие для 1 класса «Юный исследователь» Автор – составитель: В.А.Коктышева, учитель начальных классов МОУ «СОШ 16» г. Братска. Образовательная программа: система РО Л.В.Занкова. Педагогический стаж – 15 лет. Вторая квалификационная категория.
«Создание педагогических условий развития исследовательских умений младших школьников». Тема эксперимента:
Исследовательское обучение Исследовательское обучение – это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовательская деятельность Изучение теоретического материала. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования. Формулировка гипотезы. Освоение методики исследования. Сбор собственного экспериментального материала. Обобщение, анализ, выводы. Представление исследовательской работы.
Методы исследовательского обучения: Коллективные игры – исследования. Мини – курсы. Экскурсии. Коллекционирование. Тренинговые исследования. Самостоятельные учебные исследования. Метод «мозгового штурма» Эвристическая беседа
Дивергентное мышление Беглость мышления – способность быстро генерировать поток идей, возможных решений и т.п. Гибкость мышления – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения. Оригинальность мышления – способность придумывать нестандартные, необычные, уникальные идеи и решения. Точность мышления – стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Темы уроков Урок 1. Что такое исследование? Урок 2. Что такое проблема? Урок 3. Как задавать вопросы? Урок 4. Учимся вырабатывать гипотезы. Урок 5. Как давать определения понятиям? Урок 6. Как классифицировать понятия? Урок 7. Наблюдение и наблюдательность. Урок 8. Что такое эксперимент? Урок 9. Как работать с книгой? Урок 10. Как делать выводы и умозаключения? Урок 11. Как сделать сообщение о результатах исследования? Урок 12,13,14. Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. Урок 15. Защита коллективного проекта.
Этапы урока Организационный момент Актуализация опорных знаний Формирование нового понятия Тренировочные занятия по методике проведения самостоятельных исследований Практикум. Развитие дивергентного мышления Дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминутки Итог урока Домашнее задание
Оборудование уроков Энциклопедии учащихся Учебник А.И.Савенкова «Я – исследователь» Карточки – пиктограммы «Методы исследования» Карточки для рефлексивной деятельности Папки исследователей Раздаточный материал, плакаты Мультимедийный проектор Экран Компьютер
Результаты реализации исследовательского обучения уч. год 1 класс Коллективный проект «Динозавры. Ужасно, но интересно».
2 класс Коллективный проект «Искусство быть человеком» уч. год
уч. год 3 класс Индивидуальные проекты: Шевчук Лада «Сталактиты» - готовит выступление на НПК Ледохович Алина «Птицы – наши друзья» Макрушина Арина «Древний Египет: пирамиды» Копеин Максим «Царство змей» Стефанчук Кристина «Аквариумные рыбки» Коллективный проект «Город будущего»
Список используемой литературы Ковалько В.И. Школа физкультминуток(1-4 классы). – М.: ВАКО, – 208 с. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, – 272 с. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература, – 208 с. Савенков А.И.. Я – исследователь: Учебник – тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», – 32 с. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления ребёнка 7-8 лет. – – 32 с. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления ребёнка 8-9 лет. – – 32 с. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. – Ярославль: «Академия развития», с.