Работа с родителями Стреж Ольга Семеновна, МКОУ «Кодинская СОШ 4», социальный педагог
Основные воспитательные функции семьи Успешная социализация детей; Успешная социализация детей; Обеспечение психологического комфорта; Обеспечение психологического комфорта; Сохранение стабильного эмоционального благополучия ребенка. Сохранение стабильного эмоционального благополучия ребенка.
Направления деятельности в работе с родителями Диагностика; Диагностика; Профилактика; Профилактика; Коррекция; Коррекция; Реабилитация Реабилитация
Основные задачи в работе по научению родителей Переориентация родительских установок, в зависимости от потребностей ребенка; Переориентация родительских установок, в зависимости от потребностей ребенка; Формирование умений жить жизнью детского сообщества; Формирование умений жить жизнью детского сообщества; Формирование готовности родителей к педагогическому просвещению; Формирование готовности родителей к педагогическому просвещению; Формирование положительных установок на сотрудничество семьи и школы Формирование положительных установок на сотрудничество семьи и школы
Способы изучения семьи наблюдение; наблюдение; беседа; беседа; тестирование; тестирование; анкетирование; анкетирование; анализ материалов детского творчества; анализ материалов детского творчества; посещение семьи на дому посещение семьи на дому
Социальная диагностика семьи по структуре (полная, неполная); по структуре (полная, неполная); по материальной обеспеченности; по материальной обеспеченности; по социально-правовой устойчивости; по социально-правовой устойчивости; по взаимоотношениям; по взаимоотношениям; по семейной ориентации по семейной ориентации
Основные типы семей Благополучные (педагогически грамотные, позитивно ориентированные на воспитание детей); Благополучные (педагогически грамотные, позитивно ориентированные на воспитание детей); Неблагополучные (конфликтные, педагогически несостоятельные, аморальные) Неблагополучные (конфликтные, педагогически несостоятельные, аморальные)
Основные диагностические методики Методика КРС (кинетический рисунок семьи); Методика КРС (кинетический рисунок семьи); Опросник АСВ (анализ семейного воспитания); Опросник АСВ (анализ семейного воспитания); Опросник ОРО (родительского отношения) А. Варга, В. Столика; Опросник ОРО (родительского отношения) А. Варга, В. Столика; Измерение родительских установок и реакций Е.Шефера; Измерение родительских установок и реакций Е.Шефера; Методика диагностики супружеских отношений В.Левкович, О.Зуськовой; Методика диагностики супружеских отношений В.Левкович, О.Зуськовой; Методика РОП (ролевых ожиданий и притязаний в браке); Методика РОП (ролевых ожиданий и притязаний в браке); Опросник Фидлера Опросник Фидлера
Психолого-педагогическое просвещение родителей Открытые уроки, мастер-классы; Открытые уроки, мастер-классы; Подготовка и проведение классных мероприятий; Подготовка и проведение классных мероприятий; Педагогические конференции; Педагогические конференции; Родительские собрания; Родительские собрания; Родительский лекторий; Родительский лекторий; Создание библиотечки для родителей; Создание библиотечки для родителей; Представление положительного примера; Представление положительного примера; Размещение материалов в СМИ, журналах; Размещение материалов в СМИ, журналах; Индивидуальные консультации; Индивидуальные консультации; Посещение семей на дому; Посещение семей на дому; Создание сайта Создание сайта
Психологические особенности социальной работы с семьей Необходимо понимание того, при каких условиях внешние воздействия переходят во внутренние и роль личности в этом процессе; Необходимо понимание того, при каких условиях внешние воздействия переходят во внутренние и роль личности в этом процессе; Обоснованность воздействия; Обоснованность воздействия; Семья, это система, поэтому педагог должен иметь сходство или обладать эмпатией; Семья, это система, поэтому педагог должен иметь сходство или обладать эмпатией; Создание эмоционального поля во взаимоотношениях с семьей Создание эмоционального поля во взаимоотношениях с семьей
Задачи в работе с неблагополучной семьей Изменение её статуса; Изменение её статуса; Нормализация межличностных отношений, морально-психологического климата; Нормализация межличностных отношений, морально-психологического климата; Устранение недостатков семейного воспитания Устранение недостатков семейного воспитания
Методики вхождения в семью (установления первого контакта) Теоретическая основа этого вида деятельности – концепция Г. Бернлера (контакт между педагогом и клиентом понимается как серия интеракций между уровнем сознания и созерцания. Методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова (состоит из 6 этапов); Методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова (состоит из 6 этапов); Методика профессора Д.Д.Сноу (4 этапа) Методика профессора Д.Д.Сноу (4 этапа)
Эмпатия – педагогическое умение слушать клиента (родителя). Основные правила эмпатии: - Слушайте интенсивно и показывайте свою заинтересованность – позой, взглядом, кивками головы и т.д.; - Вникайте во внутренний мир другого; - Мысленно формулируйте утверждение о том, что происходит в душе другого – каковы его взгляды, чувства, противоречия, отношения, реакции, сосредоточьтесь на внутреннем, а не на внешнем из того, что вам говорят.
Всем, педагогам и родителям, хочется пожелать - любви, прощения, терпения и мира!
Источники: В.Н. Гуров. Социальная работа образовательных учреждений с семьей.- М., 2005; В.Н. Гуров. Социальная работа образовательных учреждений с семьей.- М., 2005; Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие.-М., 2010; Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие.-М., 2010; edu.ru/index.php/articles/vosp/ edu.ru/index.php/articles/vosp/ edu.ru/index.php/articles/vosp/ edu.ru/index.php/articles/vosp/3688
Спасибо за внимание!