Культура здоровья как основа здоровьесберегающей образовательной среды Чепель Т.Л. Новосибирск2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синдром эмоционального выгорания педагога : способы профилактики.
Advertisements

Синдром эмоционального выгорания педагога : способы профилактики. МОУ « СОШ им. М. М. Рудченко с. Перелюб » Педагог - психолог Швецова Венера Ильясовна.
Выступление заведующего Журавлевой Светланы Викторовны.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
В состав УМК «Перспективная начальная школа» для ПЕРВОГО класса входит: комплект по обучению грамоте, включающий "Азбуку", "Тетради по письму" 1, 2, 3.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор:педагог-психолог Марянова В.И. МДОУ детский сад комбинированного вида 12 «Сказка»
Заместитель директора по УВР Гаврилова И.А
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор: Горбачева Т.С., педагог-психолог ТОГУ «Сосновская школа-интернат» Профессиональное.
Руководитель: Голубина О. А. Жукова Н.А. Буторина К.В. ИЭ-IV-5.
«От души выполняемый замысел» (Уильям Килпатрик) Проектная деятельность как основа организации воспитательной работы Слайд 1.
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
Психолого-педагогический портрет современного ребенка как субъекта воспитания Шибанова Н.М., ректор ГБОУ ДПО «Забайккальский краевой институт повышения.
Готовность ребенка к школе Взгляд психолога Педагог-психолог МСОУ СШ 93: Макарова Лариса Николаевна.
Реализация комплексно – целевой программы «Здоровье» Ирина Венедиктовна Исакова, заместитель директора по учебно – воспитательной работе МБОУ СОШ 32 города.
LOGO Модель сохранения социально- психологического здоровья педагогов школы.
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
Транксрипт:

Культура здоровья как основа здоровьесберегающей образовательной среды Чепель Т.Л. Новосибирск2011

Культура здоровья - это Культура здоровья - это теория и практика оптимизации жизнедеятельности человека для теория и практика оптимизации жизнедеятельности человека для адекватной реализации его генетического потенциала и полной личностной самоактуализации; адекватной реализации его генетического потенциала и полной личностной самоактуализации; укрепления и развития резервных возможностей организма; укрепления и развития резервных возможностей организма; оздоровления окружающей биосоциальной среды. оздоровления окружающей биосоциальной среды.

Образовательная среда школы «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно предметном окружении» «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно предметном окружении» (В.А. Ясвин)

Компоненты образовательной среды Пространственно-предметный Пространственно-предметный Социальный (коммуникативный) Социальный (коммуникативный) Технологический (психодидактический) Технологический (психодидактический)

Образовательная среда школы - это такая форма сотрудничества, которая создает особые формы общности между учащимися и педагогами, самими учащимися, обеспечивающие освоение детьми необходимых норм жизнедеятельности (обобщенных способов, знаний, умений, навыков, компетенций, ценностей, моделей поведения) такая форма сотрудничества, которая создает особые формы общности между учащимися и педагогами, самими учащимися, обеспечивающие освоение детьми необходимых норм жизнедеятельности (обобщенных способов, знаний, умений, навыков, компетенций, ценностей, моделей поведения) В.В. Рубцов

Учитель – главная фигура в образовательной среде Детско-взрослая общность является основным условием культурного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, прежде всего - психологического

Учитель - ты судьба для несмышленыша Древняя восточная мудрость

Здоровье педагога – глобальная образовательная проблема Здоровый педагог - основа эффективно работающей школы (исследования Мак Кензи) Здоровый педагог - основа эффективно работающей школы (исследования Мак Кензи) Здоровый педагог – обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, качественное и доступное образование для каждого ребенка Здоровый педагог – обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, качественное и доступное образование для каждого ребенка

Здоровье педагога - это способность сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности - это способность сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности

Культура здоровья педагога Система ценностно-смысловых установок Система ценностно-смысловых установок Непрерывно трансформирующаяся система знаний Непрерывно трансформирующаяся система знаний Эмоционально-волевой опыт (умения, навыки ЗОЖ и опыт создания здровьесберегающей образовательной среды) Эмоционально-волевой опыт (умения, навыки ЗОЖ и опыт создания здровьесберегающей образовательной среды) Готовность к практической деятельности, направленной на совершенствование собственного здоровья и сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здоровье-ориентированного поведения Готовность к практической деятельности, направленной на совершенствование собственного здоровья и сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здоровье-ориентированного поведения

Педагоги – группа риска по здоровью Риск возникновения невротических расстройств, синдрома эмоционального выгорания Риск накопления тяжелых форм неврозов Риск профессиональных деформаций личности

Является ли здоровье личной ценностью для педагогов? только 8.5 % педагогов считают себя нездоровыми; только 8.5 % педагогов считают себя нездоровыми; всего 4% учителей имеют 1 группу здоровья, у 37 % из обследованных наблюдаются 1 заболевание, у 63% – 2 и более; всего 4% учителей имеют 1 группу здоровья, у 37 % из обследованных наблюдаются 1 заболевание, у 63% – 2 и более; 75 % опрошенных педагогов сами отмечают у себя нерациональное питание, 75 % опрошенных педагогов сами отмечают у себя нерациональное питание, 36 % признаются в наличие вредных привычек, 36 % признаются в наличие вредных привычек, 78 % имеют низкую стрессоустойчивость, 78 % имеют низкую стрессоустойчивость, 80% оценивают свой образ жизни как малоподвижный, 80% оценивают свой образ жизни как малоподвижный, 78% принимают лекарства без медицинских показаний. 78% принимают лекарства без медицинских показаний.

«Проблемные зоны» культуры здоровья педагогов Дефицит ценностного отношения к здоровью детей Дефицит ценностного отношения к здоровью детей Дефицит ценностного отношения к собственному здоровью Дефицит ценностного отношения к собственному здоровью Недостаток практики здорового образа жизни Недостаток практики здорового образа жизни Дефицит знаний о здоровье, его природе и показателях Дефицит знаний о здоровье, его природе и показателях Проявления синдрома профессионального выгорания Проявления синдрома профессионального выгорания

Светя другим, сгораю сам…

Синдром эмоционального выгорания – профессиональный крест учительства «Синдром эмоционального выгорания - поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и возможностям» «Синдром эмоционального выгорания - поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и возможностям» Фрейденберг, 1974 г. Фрейденберг, 1974 г. «Выгорание это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях» «Выгорание это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях» Pines, Aronson Pines, Aronson

Основные симптомы эмоционального выгорания: усталость, утомление, истощение; усталость, утомление, истощение; психосоматические проблемы, ухудшение сна и аппетита, головные боли; психосоматические проблемы, ухудшение сна и аппетита, головные боли; сниженный эмоциональный фон; сниженный эмоциональный фон; отстраненность в общении с коллегами и детьми; отстраненность в общении с коллегами и детьми; негативное, подчас циничное отношение отношение к ученикам (после имевших место позитивных взаимоотношений); негативное, подчас циничное отношение отношение к ученикам (после имевших место позитивных взаимоотношений); нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, отрицательная настроенность к выполняемой деятельности; нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, отрицательная настроенность к выполняемой деятельности; чувство вины; чувство вины;

Основные симптомы СЭВ снижение трудовой активности и мотивации снижение трудовой активности и мотивации негативное отношение к себе, результатам своего труда, снижение ответственности за них; негативное отношение к себе, результатам своего труда, снижение ответственности за них; немотивированная и неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими; немотивированная и неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими; тревожные состояния; тревожные состояния; пессимизм, депрессия; пессимизм, депрессия; снижение качества жизни в целом. снижение качества жизни в целом.

Факторы, вызывающие СЭВ Внутренние - это психофизиологические особенности («требования») педагогической профессии Внутренние - это психофизиологические особенности («требования») педагогической профессии Внешние - обусловлены спецификой и организацией труда педагога, а также условиями среды, в которой он работает Внешние - обусловлены спецификой и организацией труда педагога, а также условиями среды, в которой он работает

Внутренние факторы риска отсутствие стабильного режима труда и отдыха; отсутствие стабильного режима труда и отдыха; повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому (89% опрошенных педагогов, уходя с работы, анализируют прошедший день и строят планы на завтра, 4% все время думают о работе); повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому (89% опрошенных педагогов, уходя с работы, анализируют прошедший день и строят планы на завтра, 4% все время думают о работе); повышенная нагрузка на голосовой аппарат; повышенная нагрузка на голосовой аппарат; сниженная двигательная активность; сниженная двигательная активность; своеобразие функционирования мозга: избирательная и повторяющаяся нагрузка на определенные центры коры больших полушарий; резкое перераспределение тока крови; своеобразие функционирования мозга: избирательная и повторяющаяся нагрузка на определенные центры коры больших полушарий; резкое перераспределение тока крови; эмоциональная перенапряженность в процессе работы; эмоциональная перенапряженность в процессе работы; "творчество по необходимости» "творчество по необходимости» «принужденное общение» «принужденное общение»

Внешние факторы риска в системе образования: нерациональное расписание, составленное без учета естественных биоритмов и динамики работоспособности педагогов и учащихся; нерациональное расписание, составленное без учета естественных биоритмов и динамики работоспособности педагогов и учащихся; отсутствие возможности рационального питания; отсутствие возможности рационального питания; отсутствие системы доступных рекреационно- оздоровительных мероприятий; отсутствие системы доступных рекреационно- оздоровительных мероприятий; несоблюдение правил гигиены обучения; несоблюдение правил гигиены обучения; отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки; отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки; повышенная эпидемиологическая опасность инфекционных заболеваний; повышенная эпидемиологическая опасность инфекционных заболеваний;

Внешние факторы риска развитая корпоративность, сложившиеся группы, женский коллектив развитая корпоративность, сложившиеся группы, женский коллектив несоответствие результатов труда затраченным силам; несоответствие результатов труда затраченным силам; ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своей деятельности; ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своей деятельности; неотрегулированность организационных моментов в педагогической деятельности (нагрузка, кабинет, моральное и материальное стимулирование, сложность оценки качества профессиональной деятельности). неотрегулированность организационных моментов в педагогической деятельности (нагрузка, кабинет, моральное и материальное стимулирование, сложность оценки качества профессиональной деятельности).

Фазы эмоционального выгорания 1. Предупреждающая фаза 2. Снижение уровня собственного участия 3. Эмоциональные реакции 4. Фаза деструктивного поведения

Роль самого педагога в преодолении СЭВ Может предотвратить возникновение СЭВ Может предотвратить возникновение СЭВ Может достичь снижения степени его выраженности Может достичь снижения степени его выраженности

Особенности «невыгорающей личности» Уравновешенность психических процессов Уравновешенность психических процессов Постоянное виденье позитивных последствий любых своих начинаний в делах Постоянное виденье позитивных последствий любых своих начинаний в делах Любовь к работе благодаря созданию новизны в ней Любовь к работе благодаря созданию новизны в ней Ироничность Ироничность Философское отношение к жизни и удовлетворенность ею Философское отношение к жизни и удовлетворенность ею Душевная теплота, эмпатийность Душевная теплота, эмпатийность «Невыгорающий» человек всегда любим зависимыми от него людьми (детьми, стариками, подчиненными) «Невыгорающий» человек всегда любим зависимыми от него людьми (детьми, стариками, подчиненными)

Как может педагогический коллектив заботиться о здоровье педагогов? Внутренние факторы - комната психологической разгрузки, организация досуга педагогов, психологические тренинги, семинары- практикумы по ЗОЖ, консультирование, формирование позитивного образа профессии, организация профосмотров, лечения, оздоровления, спортивно-оздоровительной деятельности, поощрение ЗОЖ педагогов и т.д.) Внутренние факторы - комната психологической разгрузки, организация досуга педагогов, психологические тренинги, семинары- практикумы по ЗОЖ, консультирование, формирование позитивного образа профессии, организация профосмотров, лечения, оздоровления, спортивно-оздоровительной деятельности, поощрение ЗОЖ педагогов и т.д.) Внешние факторы – могут контролироваться, минимизироваться, должны соблюдаться оптимальные условия организации труда учителя Внешние факторы – могут контролироваться, минимизироваться, должны соблюдаться оптимальные условия организации труда учителя

Психологическое здоровье «Мне думается, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность» А. Маслоу

Современный ребенок – каков он? (дошкольник) С 2005 по 2009 г. резко снизился уровень когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста С 2005 по 2009 г. резко снизился уровень когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста Снизился уровень энергичности детей,, но возрос эмоциональный дисконфорт Снизился уровень энергичности детей,, но возрос эмоциональный дисконфорт Снижается уровень развития игры, а вслед за этим – уровень произвольной регуляции Снижается уровень развития игры, а вслед за этим – уровень произвольной регуляции Наблюдается недоразвитие мотивационно-потребностной сферы детей Наблюдается недоразвитие мотивационно-потребностной сферы детей Фиксируется неразвитость внутреннего плана действий, умения удерживать правило и действовать с ним в плане образов. Фиксируется неразвитость внутреннего плана действий, умения удерживать правило и действовать с ним в плане образов. Резко снижается уровень детской любознательности и воображения Резко снижается уровень детской любознательности и воображения Статистической нормой стала неразвитость тонкой моторики руки, слабость графомоторных навыков Статистической нормой стала неразвитость тонкой моторики руки, слабость графомоторных навыков Фиксируется низкий уровень социальной компетентности детей Фиксируется низкий уровень социальной компетентности детей Нормой стала детская агрессивность, аффективная напряженность Нормой стала детская агрессивность, аффективная напряженность Материалы всероссийских конференций «Ребенок в современном мире» (М., 2007); «Другое детство(М., 2009); статьи Д.И. Фельдштейна (ВП 3, 2010), Л.Ф. Обуховой (Психологическая наука и образование – 2, 2010г )

Современный ребенок – каков он? (подростки ) Ухудшаются показатели избирательности внимания, объем оперативной памяти Ухудшаются показатели избирательности внимания, объем оперативной памяти Выявлена тенденция к прогрессивному снижению темпов продольного роста, к нарастанию распространенности астенического телосложения, к отставанию в развитии мышечной силы Выявлена тенденция к прогрессивному снижению темпов продольного роста, к нарастанию распространенности астенического телосложения, к отставанию в развитии мышечной силы Усиливается чувство брошенности, опустошенности, растерянности, неверия в себя (тревожность выше, чем чувство одиночества) Усиливается чувство брошенности, опустошенности, растерянности, неверия в себя (тревожность выше, чем чувство одиночества) Значительно увеличивается контингент подростков с экранной зависимостью: рассеянность, гиперактивность, потребность в постоянной внешней стимуляции, трудности восприятия информации на слух, трудности с освоением навыка чтения и культуры чтения, трудности понимания текста, включающего сложные предложения; коммуникативные трудности Значительно увеличивается контингент подростков с экранной зависимостью: рассеянность, гиперактивность, потребность в постоянной внешней стимуляции, трудности восприятия информации на слух, трудности с освоением навыка чтения и культуры чтения, трудности понимания текста, включающего сложные предложения; коммуникативные трудности Резко возрастает критичность подростков к взрослым, ориентация не на поиск развлечений, а на поиск смысла жизни Резко возрастает критичность подростков к взрослым, ориентация не на поиск развлечений, а на поиск смысла жизни Всплеск индивидуализма, ярко выраженное стремление к индивидуализации Всплеск индивидуализма, ярко выраженное стремление к индивидуализации Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностей в системе ЦО подростков Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностей в системе ЦО подростков

Изменения в глобальной социальной ситуации развития современных детей (пять «М» по данным американских ученых) Маркетизация (этика рынка – отрыв ребенка от культурных традиций) Маркетизация (этика рынка – отрыв ребенка от культурных традиций) Маргинализация (неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисах ведет к росту девиаций – родители в страхе ограничивают контакты ребенка со сверстниками и резко снижают активность и самостоятельность детей) Маргинализация (неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисах ведет к росту девиаций – родители в страхе ограничивают контакты ребенка со сверстниками и резко снижают активность и самостоятельность детей) Медикализация (детям ставят диагнозы взрослых и применяют средства и методы взрослого лечения: терапия преобладает над нормальным воспитанием и ЗОЖ) Медикализация (детям ставят диагнозы взрослых и применяют средства и методы взрослого лечения: терапия преобладает над нормальным воспитанием и ЗОЖ) Милитаризация (рост агрессивности и увеличение опыта агрессивного поведения – СМИ, компьютерные игры, конкурентная борьба) Милитаризация (рост агрессивности и увеличение опыта агрессивного поведения – СМИ, компьютерные игры, конкурентная борьба) Мобилизация- подростки открыто и смело предъявляют свой особенный взгляд на мир, свою позицию, объединяясь в неформальные группировки – Эмо, Готы Мобилизация- подростки открыто и смело предъявляют свой особенный взгляд на мир, свою позицию, объединяясь в неформальные группировки – Эмо, Готы

Основные признаки психологического здоровья Переживание радости и самоценности жизни Переживание радости и самоценности жизни Развитый самоконтроль поведения Развитый самоконтроль поведения Нравственное отношение к людям Нравственное отношение к людям Ориентация на высшие образцы человеческой культуры Ориентация на высшие образцы человеческой культуры Способность к саморазвитию, созидательному труду и жизнетворчеству Способность к саморазвитию, созидательному труду и жизнетворчеству Стремление к осмыслению и свободному выбору своего жизненного пути Стремление к осмыслению и свободному выбору своего жизненного пути

Проблемные зоны культуры здоровья педагогов Отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью – необходима актуализация восприятия педагогами собственного здоровья как важнейшей личностной ценности Отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью – необходима актуализация восприятия педагогами собственного здоровья как важнейшей личностной ценности Отсутствие ценностного отношения к здоровью детей – необходимо рассматривать здоровье как важнейшую педагогическую категорию и образовательную ценность Отсутствие ценностного отношения к здоровью детей – необходимо рассматривать здоровье как важнейшую педагогическую категорию и образовательную ценность Отсутствие практики ЗОЖ – необходимо изменение отношения к своему нездоровью и активная позиция в отношении к собственному здоровью Отсутствие практики ЗОЖ – необходимо изменение отношения к своему нездоровью и активная позиция в отношении к собственному здоровью Недостаточная готовность к построению здоровьесберегающей среды школы (знания, компетентность, опыт, мотивация) – возможно и необходимо повышение компетентности в области культуры здоровья Недостаточная готовность к построению здоровьесберегающей среды школы (знания, компетентность, опыт, мотивация) – возможно и необходимо повышение компетентности в области культуры здоровья

Что необходимо? Осознание проблемы негативного воздействия образовательной среды школы на здоровье учащихся Осознание проблемы негативного воздействия образовательной среды школы на здоровье учащихся Признание ответственности за здоровье детей Признание ответственности за здоровье детей Утверждение здоровья педагога и ребенка как важнейшей образовательной ценности Утверждение здоровья педагога и ребенка как важнейшей образовательной ценности Реальное повышение психолого-педагогической компетентности учителей в области культуры здоровья Реальное повышение психолого-педагогической компетентности учителей в области культуры здоровья Стимулирование ЗОЖ педагогов и детей Стимулирование ЗОЖ педагогов и детей