Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев ( )
Словарная работа СМУЩЕННЫЙ – растревоженный, находящийся в замешательстве. АЛЛЕЯ САДА – дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам. ДЕТИЩЕ – тоже, что ребёнок (сын или дочка) (устар.) ЖЕРТВОВАТЬ – подвергать опасности; поступаться чем-нибудь, ради чего-нибудь. БЛАГОГОВЕТЬ – относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить.
ПРЕДПОЛОЖИТЕ… 1.Проза? 2.Стихи? 3. Стихотворение в прозе?
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей».
Выявить особенности стихотворений в прозе. Уметь находить эти особенности в тексте. Раскрыть тему, идею стихотворения в прозе «Воробей». Понять мысли и чувства автора.
Признаки стихотворения в прозе 1. Членение текста на небольшие абзацы. 2. Отсутствие ритма и рифмы. 3. Обращение к чувствам лирического героя, выражение личных переживаний и впечатлений.
Портрет И.С. Тургенева в Париже
Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно, скучно станет, но читай их в враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу… И. С. Тургенев
Молодой воробей Проследите, насколько точно и полно отражается в стихотворении поведение и внешность птенца. Выпишите ключевые слова и сочетания слов, характеризующие этот образ. 1. Опишите маленького воробышка, выпавшего из гнезда. Какие слова говорят, что это был маленький птенец? 2. Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно? Как Тургенев рисует беспомощность, незащищённость птенца, его страх перед опасностью? 3. Почему в описании птенца автор использует такие детали: желтизна около клюва, пух на голове, едва прорастающие крылышки? 4. Почему рассказчик называет птенца детищем? Какие эпитеты обычно можно встретить рядом со словом детище? С какой целью? Показать его размеры?
Собака Проследите, насколько точно и полно отражается в стихотворении поведение собаки. Выпишите ключевые слова и сочетания слов, характеризующие этот образ. Как реагирует Трезор на происходящее? Почему охотничья собака, не раз, видимо, бравшая больших птиц: уток, гусей, вальдшнепов, - вдруг остановилась и попятилась от маленького воробья? Почему собака начала «красться»? Какие качества приписывает собаке автор?
Старый воробей Проследите, насколько точно и полно отражается в стихотворении поведение старого воробья. Выпишите ключевые слова и сочетания слов, характеризующие этот образ. Как описаны действия старого воробья? Какая часть речи помогает нам представить действия старого воробья? Как вы понимаете выражение камнем упал? Представьте себе, какой ужас испытывал его отец, сидящий на ветке и понимающий, что сейчас, может быть, погибнет его дитя. Подберите синонимы к слову трепетало. Какое слово наиболее точно передаёт состояние воробья? Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Какие слова это доказывает?–Что испытывает он перед собакой? Что заставило воробья совершить этот поступок? Почему он не смог усидеть на ветке? Что это за сила? Как писатель показывает отвагу и самоотверженность старого воробья? (пример из текста) Как автор относится к старому воробью? Что чувствует? Почему автора восхитил поступок птицы? Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой?
воробей молодой воробей собака Трезор автор смущение признание силы любви страх ужас благоговение
Автор Найдите в тексте слово, передающее чувства рассказчика. Что его поразило в поведении старого воробья? О какой любви говорит писатель? Почему автор «удалился, благоговея», и увёл с собой «смущенного пса»? За что автор относится к старому воробью с уважением? Как вы думаете, в каких словах заключена главная мысль произведения? Сопереживали ли вы героям вместе с автором? Какие качества личности автора проявляются в стихотворении в прозе «Воробей»? 9. С какой целью автор рассказал нам эту историю?
Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье?
Критерии оценки 1. Активность. 2. Правильные и точные ответы. 3. Работа с текстом.
Выявить особенности стихотворений в прозе. Уметь находить эти особенности в тексте. Раскрыть тему, идею стихотворения в прозе «Воробей». Понять мысли и чувства автора.
Работа в парах Докажите, что «Воробей»- стихотворение в прозе.
Я думаю, что каждый, кто читал стихотворение «Воробей», выяснил и усвоил что-то для себя: -…… -…….
Домашнее задание на выбор: 1)выразительно читать текст; 2) выучить наизусть три последних предложения; 3) подробный пересказ от лица взрослого воробья.
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их ввраздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое - нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». (Из предисловия И.С. Тургенева к первому изданию)