Автор: Брюханова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории МБОУ-СОШ с. Новосельское Аркадакского района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средства речевой выразительности Задание А 3. Предисловие Для того чтобы справиться с заданием А 3, необходимо владеть теорией, а именно знать определения.
Advertisements

Средства речевой выразительности Задание А3. Перечень понятий, которыми должны владеть 9-классники Метафора Олицетворение Эпитет Сравнение Гипербола Литота.
Средства речевой выразительности Задание А3. Предисловие Для того чтобы справиться с заданием А3, необходимо владеть теорией, а именно знать определения.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Чуклай Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кривошеинская СОШ» Проект «Авторская интерактивная презентация»
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Занятие 21 Выразительные средства современной русской речи. Тропы Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Художественные средства языка Подготовила:. Метафора Метафора-слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголом или существительным. Примеры:
Казакова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы школы 31 г. Якутска. Какой троп использует автор для усиления выразительности? Тренажёр –
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Казакова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы школы31 г. Якутска. Какой троп использует автор для усиления выразительности? Тренажёр –
Транксрипт:

Автор: Брюханова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории МБОУ-СОШ с. Новосельское Аркадакского района Саратовской области

Тропы – это слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении. Синекдоха Олицетворение Эпитет Сравнение Гипербола Литота ПЕрифраза Метафора Фигуры речи- особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность. Инверсия Риторический вопрос Риторическое обращение Градация Парцелляция Антитеза Оксюморон

Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот. Например, Мы все глядим в Наполеоны.(мн.число употребляется вместо единственного)

Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Спит земля в сиянье голубом.. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Образное определение, отвечающее на вопрос какой? Какая? Какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Например, Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки. б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) существительным в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Например, В сто тысяч солнц закат пылал.

чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Например, мальчик-с-пальчик

замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Например, царь зверей(вместо лев), автор «Капитанской дочки»(вместо А.С.Пушкин)

перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Например,Пустых небес прозрачное стекло. Багровый костер заката

В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.

расположение слов по нарастанию или убыванию их значения(смыслового или эмоционального) Например, Сейте разумное, доброе, вечное…

Восходящая(цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости) Нисходящая (цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости)

обратный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например, досадно было, боя ждали.

это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например, что день грядущий нам готовит?

эмоциональное обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например,люди мира, бережно относитесь к природе!

Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Например, мертвые души, живой труп, грустная радость

резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Например, ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, матушка- Русь!

контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.. Например, живой труп, пленница свободы, светлая тьма

Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей- две и более. Например, От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!

1. Кормили плохо, вечно хотелось есть. 2. Утка была некрупная, молодая. 3. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. 4. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.

1. Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? 2. Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! 3. - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? 4. Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.

1. Перед глазами его вдруг встало лицо Марины Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.

«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». 1. Гипербола 2. Метафора 3. Антитеза 4. Сравнительный оборот

«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». 1. Эпитет 2. Олицетворение 3. Синтаксический параллелизм 4. Фразеологизмы

«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». 1. Лексический повтор 2. Эпитет 3. Олицетворение 4. Метафора

1. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.- Москва: Интеллект-Центр, Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. Подготовка к ГИА.- Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2010