Подготовка к выполнению части С на ЕГЭ
Алгоритм работы над сочинением 1) Читаю текст. 2) Вникаю в содержание (интерпретирую). 3) Задаю себе вопросы по содержанию текста: - О чём прочитал? Что интересного в событиях, описанных автором? - О ком прочитал? Что узнал о герое текста? - Зачем автор рассказал мне об этом событии или об этом герое? - О чём рассуждает автор? Что ценного в его рассуждениях? 4) Формулирую проблему текста, используя клише: В данном тексте автор затрагивает проблему (чего?)... ИЛИ ……………? Вот проблемный вопрос, над которым задумывается автор данного текста. 5) Далее комментирую проблему, ОПИРАЯСЬ СТРОГО НА ТЕКСТ. ЗНАЮ, что самый простой способ комментария – это интерпретация текста! ЗНАЮ, что в комментарии уместно «частичное» цитирование!
Как прокомментировать проблему исходного текста? Назовите основную проблему. Какими двумя способами можно ее сформулировать? - В виде вопроса -Краткая формулировка
Прежде чем перейти к комментарию проблемы, выясним, что значит « комментарий » текста ? В чем его отличие от пересказа ?
Что означает « комментарий » текста ? 1. Комментарий – это рассуждение по поводу прочитанного или увиденного. 2. Это пояснительные замечания : например, комментарий к роману « Евгений Онегин ». 3. Это также может быть изъяснение смысла текста, в то время как пересказ – это изложение содержательной стороны прочитанного.
Что значит « прокомментировать » проблему исходного текста ? Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом аспектов, намеченных самим автором, т.к. комментарий должен объяснять авторский взгляд на поставленный вопрос.
Какие вопросы следует осветить в комментарии ? 1. Почему автор предпочел именно эту проблему? 2. Актуальна ли она? 3. Можно ли говорить о типичности этой проблемы? 4. Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчеркивает? 5. Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван? 6. Затрагивалась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы ее решали? 7. К каким выводам приходит автор?
Проблема, рассматриваемая а втором, может быть : злободневной актуальной острой важной серьезной спорной назревшей неразрешимой наболевшей мучительной жгучей сложной и т.д.
ПРОБЛЕМА Аргумент автора Аргумент автора Аргумент автора ++ свой комментарий свой комментарий ПОЗИЦИЯ АВТОРА + Свои примеры (2) с опорой на читательский или жизненный опыт
Помните ! В комментарии н е должно быть : 1. пересказа и сходного текста и ли любой е го части ; 2. рассуждения п о п оводу всех проблем текста ; 3. комментария п о н еназванной проблеме ( называется о дна проблема, а к комментируется другая ); 4. излишнего цитирования ; 5. комментариев о действиях героев текста ; 6. общих рассуждений о тексте : в ам нужно прокомментировать о дну и з проблем !