Организация методической работы в школе
"Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России". (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Раздел II, 2,5) Организационные, содержательные, деятельностные основы методической работы с учителями, воспитателями образовательных учреждений выполняют Методическая работа является одним из важных компонентов системы непрерывного педагогического образования познавательные функции культурологические функции компенсаторные функции адаптационные функции 2
способствует повышению уровня профессионального мастерства учителей стимулирует развитие педагогического творчества помогает внедрению достижений науки и передового педагогического опыта в практику работы школы методическая работа 3
Особенности методической работы в образовательном учреждении: проводится непрерывно, не требует значительных затрат материальных ресурсов в содержании и формах методической работы конкретной школы учитываются задачи и результаты учебно-воспитательного процесса оперативно реагирует на изменения в содержании образования, его научно- методическом обеспечении включает в коллективную деятельность интеллектуальный потенциал и опыт большинства педагогов стимулирует сплочение педагогического коллектива способствует развитию образовательного учреждения 4
Основные принципы методической работы: системность в организации и содержании гуманистическая направленность, ориентация на развитие личности учителя и ученика обеспечение связи научной информации с практикой работы школы демократизация методической работы, предоставление учителю свободы выбора различных форм методической работы 5
Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: о результатах научных исследований прежде всего, в конкретных образовательных областях о новых направлениях в развитии современной педагогики и психологии например, личностно-ориентированном обучении и воспитании, гуманизации и демократизации в образовательной деятельности о ведущих направлениях в развитии образования в России: обновлении структуры и содержания общего образования, результатах эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), о стандартах, профильном обучении, об использовании современных, информационных, технологий в образовании обновлении структуры и содержания общего образования, результатах эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), о стандартах, профильном обучении, об использовании современных, информационных, технологий в образовании 6
Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: о научно- методическом, учебно-методическом обеспечении образовательной деятельности: программах, учебниках, методических, дидактических материалах, современных технических аудио-видео средствах обучения о современных проблемах воспитания учащихся способах и методах их решения способах и методах их решения о правовых, нормативных актах законах, приказах, рекомендациях, инструкциях по проблемам развития образования законах, приказах, рекомендациях, инструкциях по проблемам развития образования 7
Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: о результатах образовательной деятельности, учебно-воспитательного процесса в школе, районе (городе округе), выявленных наиболее сложных для практики проблемах о педагогическом опыте учителей школы, района, региона, России, имеющих стабильные высокие результаты в обучении и воспитании учащихся 8
основы исследовательской, экспериментальной работы проблемы, решение которых вызывает наибольшие трудности в практической деятельности методическая тема, над которой работает педагогический коллектив результаты диагностики информационных профессиональных потребностей учителей 9
Организационные формы методической работы в школе численности учителей, уровня их профессиональной квалификации, информационных профессиональных потребностей, программы развития образовательного учреждения, планируемых экспериментах и нововведениях. Дифференциация и индивидуализация методической работы может быть реализована в различных организационных формах, профессиональных объединениях педагогов Их состав, направления деятельности определяются в каждой конкретной школе в зависимости от 10
методические объединения методические объединения предметные межпредметные по образовательным областям по группам классов кафедры (например) математики и вычислительной техники естественно-научных дисциплин иностранных языков начального образования "Дифференцированный подход и современные методы индивидуализации обучения" "Современные методы и средства развития интеллектуальных способностей учащихся" "Изучение уровня обученности и воспитанности учащихся" "Здоровьесберегающие технологии" "Использование современных информационных технологий в обучении учащихся" истории, экономики и права языкознания и литературы проблемные, творческие группы - например, по таким проблемам как 11
изучение и обсуждение проблем этики и культуры общения способов овладения педагогическим мастерством наиболее оптимальными формами ведения урока внеурочного мероприятия организует посещения и анализ уроков знакомит с методами и приемами своей работы помогает разработать тематические планы клуб молодых специалистов школа передового опыта мастер-класс педагогическая мастерская - это школа учителя-мастера, который по желанию работает с 2-5 учителями: 12
Формы методической работы основываются на идеях андрагогики (образования взрослых) и должны учитывать: особенности работы со специалистами, имеющими среднее или высшее профессиональное педагогическое образование жизненный опыт, свой опыт практической педагогической деятельности концепцию в организации обучения и воспитания учащихся сложившийся стиль общения с детьми, родителями, коллегами, руководителями образовательного учреждения В их числе 13
формы методической работы самообразование стажировка разработка учителем конкретной темы собеседование наставничество индивидуальная консультация 14
имитационные тренинги на основе анализа конкретных ситуаций дискуссии, "круглые столы" деловые игры педагогические экскурсии групповые консультации открытые уроки творческие отчеты учителей предметные недели, месячники как форма отчета методического объединения пресс-конференции коллективная разработка и защита проектов формы методической работы заседания методических объединений заседания методических объединений заседания методических объединений заседания методических объединений заседания кафедр, творческих групп заседания кафедр, творческих групп заседания кафедр, творческих групп заседания кафедр, творческих групп семинары (научно- методические, методологические, обзорные информационные, рефлексивные, по освещению опыта работы и другие) семинары (научно- методические, методологические, обзорные информационные, рефлексивные, по освещению опыта работы и другие) семинары (научно- методические, методологические, обзорные информационные, рефлексивные, по освещению опыта работы и другие) семинары (научно- методические, методологические, обзорные информационные, рефлексивные, по освещению опыта работы и другие) 15
формы методической работы Научно-практические конференции Педагогические чтения Итоговый проблемно- стратегический педсовет Методическая неделя Фестиваль педагогических идей Конкурсы профессионального мастерства (например "Учитель года", "Лидер в образовании") Выставка "Методическая работа в системе непрерывного образования педагогов" 16
В процессе использования различных форм методической работы с учителями необходимо учитывать, что полученные новые знания и умения должны способствовать: росту профессиональной, информационной, коммуникативной, гуманитарной культуры педагога развитию творчества, самореализации, самоутверждению педагога формированию положительной мотивации к непрерывному повышению квалификации они могут быть использованы в практике обучения и воспитания учащихся 17
широкое использование результатов работы школьных практических психологов социальных педагогов психолого-медико- педагогических комиссий (ПМПК) широкое использование результатов работы школьных практических психологов социальных педагогов психолого-медико- педагогических комиссий (ПМПК) диалог с учителем Все разнообразные формы методической работы должны быть ориентированы 18
Желаем успехов в работе! Желаем успехов в работе! 22