Составитель: Куликова Ольга Николаевна, учитель труда Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса в коррекционной школе 8 вида
Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А. Сухомлинский.
Обеспечение здоровья учащихся решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя коррекционной школы.
От учителя – основной фигуры педагогического процесса – зависит, какое влияние на здоровье ученика оказывает его пребывание в школе, процесс обучения.
Основными направлениями работы учителя коррекционной школы при создании здоровьесберегающего пространства являются: -построение образовательного процесса на индивидуальной основе; -здоровьесберегающая организация учебного процесса; -здоровьесберегающая методика обучения; -обеспечение здоровья учащихся; -освоение здоровьесберегающих педагогических технологий.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Функции здоровьесберегающей технологии: Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. Информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.
Диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля. Адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здраво творчество. Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта. Интегративная: объединяет народный опыт.
Типы технологий *Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) *Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арт терапия) *Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) *Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Классификация здоровьесберегающих технологий -По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). -По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; -коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно- гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
социальные (технологии -организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); -психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития). -К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: -технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); -педагогические технологии, содействующие здоровью; - технологии, формирующие ЗОЖ.
Эмоционально - поведенческое пространство здоровьесбережения школы - также являющееся собственной частью ЗПШ, представлено совокупностью поведенческих паттернов, действий поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе.
Характеристиками этого пространства могут служить: -уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; -характеристики эмоционально - психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также - в педагогическом коллективе школы; -стиль поведения учащихся и учителя на уроке; -формы и характер поведения учащихся на переменах; -забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.
Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.