Повышение эффективности уроков профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида на основе использования информационных технологий Составитель: учитель трудового обучения Куликова Ольга Николаевна
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». В. Сухомлинский.
Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых информационных технологий для реализации развивающего обучения и повышения качества обучения. Для школьников с ОВЗ ИКТ приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное эффективное средство коррекционного воздействия.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».
Для применения ИКТ- необходимо: наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ; овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office; использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности; формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
С помощью компьютера проведение уроков, самостоятельных и практических работ, а также учет успеваемости становится более эффективным, а огромный поток информации - легкодоступным. При подготовке предметного урока в классе нужно учитывать три составляющие готовности: Готовность учителя применять ИТ на уроке Готовность класса Готовность учащихся к использованию ИТ
Компьютерные технологии (блиц – опрос, мини- викторина, теоретический опрос, тестирование и т.д.). Повторение пройденного Демонстрация иллюстраций, опытов, динамических моделей Изложение нового материала Решение задач (в том числе динамических), выполнение заданий, самостоятельная работа Усвоение нового материала Выполнение творческих заданий Закрепление знаний Контроль усвоения нового материала Тестирование учащихся, решение зачётных задач и т.д. средства MS Office (Word, Excel, PowerPoint,Internet – ресурсы и т.д.)
Одно из направлений в компьютеризации процесса обучения - это компьютерное тестирование. Тестирование является одной из форм контроля знаний, умений и навыков учащихся по отдельной теме или учебной дисциплине. На уроках можно широко использовать тестирование и виде викторины, блиц - опроса, и виде тестов по всем разделам программы. возможность проверки усвоения учебного материала; проверка большого объема учебного материала; объективность оценки результатов выполненной работы; быстрота проверки выполненной работы; удобство обработки результатов работы; оценка достаточно большого количества учащихся
Задача тестирования: – максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к предмету.
На своих уроках применяем: альтернативные тесты тесты множественного выбора тесты перекрёстного выбора
Альтернативные тесты сводятся к тому, что ученик должен ответить на предложенный вопрос «да» или «нет». Например: 1.Пылесос, ведро, швабра– это уборочный инвентарь? Да, нет (верное подчеркнуть) 2.Раковина, унитаз, ванна – это сантехническое оборудование? Да, нет (верное подчеркнуть)
Тесты множественного выбора обычно предполагают выбор одного ответа из числа нескольких предложенных. Например: 1. Холодильник а) для хранения продуктов б) для хранения уборочного инвентаря в) для хранения моющих средств 2. Телефон «03» - это а) скорая помощь б) милиция в) пожарная помощь
Тесты на припоминание и дополнение Например: До начала работы проверит исправность утюга. Включать и выключать утюг сухими руками. Включать и выключать утюг сухими руками. Следить, чтобы шнур не касался горячей поверхности. Следить, чтобы шнур не касался горячей поверхности. По окончании работы выключить утюг из розетки.
Организация тестирования на уроках обеспечивает качественное усвоение учащимися стандарта образования, позволяет формировать учебно-познавательные и информационные компетенции на материале содержания учебного предмета, а также позволяет обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
Мультимедийная учебная презентация в педагогике определяется как электронное учебное пособие, представляющее собой набор слайдов на определенную тему, разработанное с помощью компьютера. Учебная презентация включает в себя тексты, иллюстрации, видеофрагменты, дикторский текст, звуки природы, что способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету. Мультимедийная презентация используется в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала.
Для грамотного построения мультимедийной презентации рекомендуем опираться на следующий алгоритм работы: 1. Определить цель и задачи применения презентации на уроке (структурирование сложного теоретического материала; организация итогового повторения и т.д.). 2. Определить жанр презентации (схема, игра и т.д.). 3. Подбор и определение материала. 4. Разработка материала через слайды. 5. Настройка презентации и апробация.
Компьютер применять при объяснении нового материала очень эффективно, т.к. доступно и зрительно показывает учащимся необходимые этапы работы. Учащиеся могут в ходе работы обратиться несколько раз к инструкционной карте самостоятельно разобраться в своих ошибках. Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия информационного материала на уроках труда. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем. С овременный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.