Технологии развития критического мышления для повышения эффективности процесса обучения Труфанова Инна Эдуардовна учитель английского языка МОУ ООШ 3 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы развития критического мышления на уроках английского языка Выполнила: Шенкаренко С.В. Учитель английского языка МОУ Подгорнская СОШ.
Advertisements

Применение современных образовательных технологий и методов на уроках английского языка. Гатина Алина Геннадьевна, учитель английского языка, МАОУ Куровская.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя гимназии 505 Кологрив Елены Владимировны)
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации,
Основные методические приемы развития критического мышления.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление- -это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку.
1 Критическое мышление. 2 Что дает применение технологии? вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый.
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ и русского языка Выполнила: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Проект «Функциональное чтение». Цель проекта: выработать навыки функционального чтения; способствовать развитию критического мышления через чтение и письмо;
Т ЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Применение ТРКМ на уроках в начальной школе Презентация учителя начальных классов Нижнегорской ОШ I- III ступеней.
Выполнила Мальцева Екатерина Владимировна. способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять.
Транксрипт:

Технологии развития критического мышления для повышения эффективности процесса обучения Труфанова Инна Эдуардовна учитель английского языка МОУ ООШ 3 г. Камешково Владимирской области

Критическое мышление это : - способность ставить новые, полные смысла вопросы ; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ; - принимать независимые продуманные решения. Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного обучения.

Современному человеку при работе с информационной реальностью важно : - не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным ; - не объем информации, а умение получать ее и моделировать ; - не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.

Технология критического мышления дает ученику : повышение эффективности восприятия информации ; повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения ; умение критически мыслить ; умение ответственно относиться к собственному образованию ; умение работать в сотрудничестве с другими ; повышение качества образования учеников ; желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю : умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества ; возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения ; стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность ; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы данной технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Структура технологии критического мышления Вызов : 1 цель – вызвать имеющиеся знания ; 2 цель – мотивировать учащихся ; 3 цель – повысить активность. Осмысление : 1 цель – получение новых знаний ; 2 цель – осмысление новых знаний ; 3 цель – соотношение с тем, что знали. Рефлексия : 1 цель – обобщение ; 2 цель – присвоение знаний ; 3 цель – формирование собственного отношения.

Методические приемы формирования критического мышления кластер мозговой штурм синквейн « знаем / хотим узнать / узнали » учимся вместе ажурная пила зигзаг инсерт 5-w бриллиант

Метод Mind-Map(Карта памяти) Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров.

Cluster-Method (гроздь) служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а « гроздятся », т. е. располагаются в определённом порядке. Технология составления : Ключевое слово ; Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

« Учимся вместе » (Learning Together) Как это делать при работе с текстом Взаимообучение происходит в группах из 4-7 чел. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, « учитель » делает следующее : Суммирует содержание абзаца ; Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить ; Растолковывает то, что для других осталось неясным ; Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца ; Даёт задание на чтение следующего абзаца.

Ажурная пила (Jigsaw) Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников ; Каждый получает для разработки подтему или часть текста ( небольшой по объёму материал ); Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе ; Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т. к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией ; По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов ; Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, т. к. это отразится на общей итоговой оценке.

Зигзаг Ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, у каждого члена группы появляется свой номер. Учитель предлагает обратиться к материалу урока. Кратко обсуждается тема, ставится задача разобраться в данном материале, каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом. Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе : все первые номера собираются вместе, вторые тоже и. д. Теперь это уже экспертные группы, их задача : изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим группам и обучают других в группе

Инсерт (INSERT) Этот приём работает на стадии осмысления содержания I interactive интерактивная N noting размечающая S system система для E effective эффективного R reading and чтения и T thinking размышления Это маркировка текста значками по мере его чтения. «V» уже знал «+» новое «-» думал иначе «?» не понял, есть вопросы - После первого прочтения учащиеся делают на полях пометки - После второго чтения заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Метод « Знаем / хотим узнать / узнали » Такая же таблица находится и на доске. В колонку « Знаем » заносятся главнейшие сведения по заявленной теме ( после обсуждения темы ). В колонку « Хотим узнать » заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме. В колонку « Узнали » учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

«5-W» Method Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией WhoWhatWhenWhereWhy Diamond При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём « Даймонд». В переводе с английского бриллиант, алмаз. Важный момент в задании встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.

Прием для стимулирования размышления после чтения текста 1. Учащиеся находят отрывки, которые они считают интересными 2. Выписывают цитату на карточку, обязательно указав страницу 3. На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий 4. Затем цитата зачитывается перед классом, и учащиеся высказывают свои суждения 5. В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. За ним последнее слово.

Синквейн это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово « синквейн » происходит от французского « пять ». Синквейн это стихотворение, состоящее из пяти строк. Каждому учащемуся даётся 5-7 минут чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть тему. Затем группа знакомится с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

Синквейн! Как это делать? Название ( обычно существительное ) Описание ( обычно 2 прилагательных ) 3 действия Чувство (4 слова ) Повторение сути Earth Beautiful, blue Live, produce, pollute Can be kind, can hurt Planet

Творческих успехов ! Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я усваиваю … Китайская мудрость Спасибо за внимание !