ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования Павлова Н. В. МОУ ООШ 3 г. Камешково Павлова Н. В. МОУ ООШ 3 г. Камешково 2013 г.
ПРОГРАММА Духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) Пункт 19.6 Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ( далее – Программа) Пункт 2.3 Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлены на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) Программа должна обеспечивать: Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко – культурную, этническую и религиозную специфику; Формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа воспитания направлена на обеспечение духовно - нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры ЗОЖ и безопасного образа жизни Цель : социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ
Основные направления и ценностные основы воспитания
1. Направление Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
2. Направление Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности : нравственный выбор ; смысл жизни ; справедливость ; милосердие ; честь ; достоинство ; любовь ; почитание родителей ; забота о старших и младших ; свобода совести и вероисповедания, представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
3. Направление Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности трудолюбие ; творчество ; познание ; истина ; созидание ; целеустремленность ; настойчивость в достижении целей ; бережливость.
4. Направление Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности : здоровье физическое, здоровье социальное ( здоровье членов семьи и школьного коллектива ), активный, здоровый образ жизни.
По каждому направлению подробно расписаны : задачи; примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы; воспитательные результаты.
6. Направление Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Ценности : красота ; гармония ; духовный мир человека ; эстетическое развитие ; художественное творчество.
Виды деятельности Получают представление о здоровье, ЗОЖ, участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни, учатся экологически грамотному поведению, ведут дневники экскурсий, походов, участвуют в олимпиадах, знакомятся с профессиональной деятельностью, приобретают умения и навыки сотрудничества, участвуют во встречах, беседах с выпускниками своей школы. Учатся творчески и критически работать с информацией, получают представление об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России
Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся * Осуществляется с учетом урочной и внеурочной деятельности Ролевые игры * Педагогическая поддержка в ходе познавательной деятельности * Педагогическая поддержка средствами общественной деятельности * Педагогическая поддержка средствами трудовой деятельности
Отдельно в программе выделен блок Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологически здоровьесберегающего образования обучающихся
Общие положения Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования(ФГОС)
Общие положения Концепция определяет: Характер современного национального воспитательного идеала; Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания детей и молодежи; Систему базовых национальных ценностей; Основные социально – педагогические условия и принципы духовно – нравственного развития и воспитания детей и молодежи.
Национальный воспитательный идеал Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
. Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания Определены в сфере личностного развития; Определены в сфере общественных отношений; Определены в сфере государственных отношений
Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество
Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания Интеграция всех основных видов деятельности школьников: учебная деятельность на уроках; внеурочная деятельность (культурные практики); внешкольная деятельность (социальные практики); деятельность школьник в семье; общественно полезная деятельность
Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений литературы и искусства для детей и юношества; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий; фольклора народов России; истории своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности других источников информации и научного знания.
Основные направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общекультурное, обще интеллектуальное
Основные виды деятельности Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество; Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность. И т. д.
Необходимо отслеживать * Результаты воспитания и социализации обучающихся * Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания ( метод тестов, опрос, анкетирование, интервью, беседа, психолого - педагогическое наблюдение )
Критерии эффективности 1. Положительная динамика ( тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся ) 2. Инертность положительной динамики 3. Устойчивость ( стабильность ) исследуемых показателей духовно - нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся