Этнография. Буряты.
Женская одежда «Красота женщины спереди, красота дома сзади» Девушки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка. Поверх верхней одежды, как праздничной, так и обыденной, замужние женщины надевали длинные и короткие безрукавки, так как в присутствии мужчин, в особенности свекра, женщина могла появляться только с покрытой головой и спиной – в шапочке и безрукавке.
Одежда может сказать о многом: род занятий; образ жизни; верования; половая принадлежность; возраст. Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта.
Одежда женщин пожило- го возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Старые женщины шили будничные халаты и тканей подешевле и темных оттенков, рукава становились менее сложными. Безрукавка, как дополнение костюма, сохранялась.
Верхняя одежда Национальная одежда состоит из дэгэла род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных бумажные, а у богатых шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крашеном. В холодное время года, в особенности в дороге доха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. кафтана суконным Забайкальехалатышелковые шинели
Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, касумов.
Женская одежда Одежда женская отличалась Одежда от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке. пуговиц
ТРАДИЦИОННАЯ МУЖСКАЯ ОДЕЖДА БУРЯТ халат без плечевого шва - зимний дэгэл и летний тэрлиг. Верхняя одежда для мужчин была прямо спинной, то есть не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. Одежда отличалась кроем в зависимости от района, где про- живали буряты. Зимнюю одежду шили из овчины.Края обшивали,окантовывали плисом, бархатом или другими тканями. Повседневный дэгэл покрывали хлопчатобумажной тканью, нарядные шелком, парчой, чесучой, бархатом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тер лига.
декор мужской одежды бурят Дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гайдар кормой) и нижнюю (доктор кормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда он мог быть коричневым, темно-зеленым, бордовым. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориально - родовых различий. Обязательной принадлежностью мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности.
Мужской халат В основном шили из тканей синего цвета, что символизировало цвет неба. Халат имеет 3 пуговицы: верхняя приносила счастье, средняя- регулировала многочисленность, честь и достоинство, нижняя символизировала плодородие скота, материальный достаток владельца. Энгэр халата имела 3 цвета: -верхняя полоса зеленая ( цветущая земля) -Средняя полоса черная (плодородная почва) -Нижняя полоса красная (символ огня, очищающего все скверное и грязное). Детская одежда что для девочек, что для мальчиков была одинаковой и повторяла крой мужского халата. верхняя средняя нижняя красная черная зеленая
Головной убор Традиционным головным убором бурят считалась «32 пальчатая шапка». Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 – «32 поколения монголоязычных народов». Такие шапки с вертикальными строчками носили ламы, старушки и мальчики, если их собирались отдавать в дацан.
Головные уборы женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (зала) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (зала сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки зала. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является синий, который символизирует синее небо, вечно небо.
Шапка наверху завершается дэнзэ- серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части дэнзэ вниз струятся красные шелковые кисти- символ животворных солнечных лучей. В головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь,солнце, вода и земля. Поэтому шапки нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно.
Обувь Обувь бурят называлась гутал (по-русски - гутулы). Обувь бурят менее изучена, чем одежда. Все разнообразие бурятской обуви можно свести к двум основным типам, отличающимся характером кроя: 1. поршневидный 2. башмачковидный. Кроме этих двух типов, шили специальную обувь для охоты. Голенища для таких унтов вязали толстыми крючками из шерсти, носок и подошва были традиционными. В конце XIX - начале XX века буряты, монголы стали носить покупные ичиги из хрома, (мягкие выворотные сапоги из юфти), молодежь носила ботинки с каблуками, сапожки, туфли. каблуками, сапожки, туфли.
Обувь поршневидного типа состоит из 3 частей : - - носок - подошва Башмаковидный был известен, как эрмэг гутал. Загнутый носок был удобен при верховой езде и связан.
Украшения из серебра и кораллов
Украшения Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей «порты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения. кораллы браслетов
Изделия из серебра
Восьмигранная деревянная юрта
Бурятские гобелены.