Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 4 "Золотой ключик» города Заринска Консультация «Организация занятий физкультурой на свежем воздухе» Составитель: Евгения Леонидовна Кондакова, инструктор по физической культуре Заринск 2014
Введение Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках. Занятия спортивными играми и упражнениями направлены прежде всего на укрепление здоровья, улучшения общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Игровая форма проведения занятий является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям.
Физкультурные занятия для всех возрастных групп необходимо проводить не менее 3 раз в неделю. Их продолжительность в младшей группе не менее 15 мин., в средней – не менее 20 мин., в старшей – не менее 25 мин., подготовительной к школе – 30 мин. Оздоровительный эффект физкультурных занятий намного выше, если они организуются на открытом воздухе. Проводить их следует не только в теплое время года, но и в зимний период.
Чтобы занятия физкультурой обеспечивали адекватную возрасту физическую подготовленность детей, необходима их правильная организация. Это значит, что структура занятий физкультурой должна состоять из трех частей. Из каких частей? Задача такого построения занятий состоит в том, чтобы обеспечить постепенный переход дошкольников к повышенной мышечной деятельности и столь же постепенное уменьшение нагрузки к концу занятий
Построение занятия 2. Основная часть 3. Заключительная часть 1. Вводная часть
Физкультурные занятия организуют на специальной площадке, которая должна быть приспособлена для круглогодичного проведения обязательных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. Большое разнообразие движений и их вариантов, выполняемых на спортивных площадках, позволяет развивать и совершенствовать такие важные физические качества детей, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость. Важное условие для полноценной организации физкультурных занятий на воздухе - соответствующие погоде одежда и обувь.
Виды упражнений зимой Катание на санках Скольжение по ледяным дорожкам Ходьба на лыжах Катание на коньках летом Катание на велосипеде Катание на самокатах плавание Катание на Роликовых коньках
Виды игр хоккейфутболбаскетболволейболбадминтонгородки
Возрастная группа Спортивные упражнения Спортивные игры 2-я младшая Катание на санках: Дети катают санки, перевозя снег, друг друга, входят на горку, ведя за собой санки. Скольжение: По ледяной дорожке после небольшого разбега с помощью воспитателя. Катание на велосипеде: Проходят технику катания на трехколесном велосипеде. Купание: Купаются дети в бассейне на мелком участке. Приучают детей не бояться воды. Не проводятся. Таблица 1
Возрастная группа Спортивные упражнения Спортивные игры Средняя группа Катание на санках: Кататься на санках с невысокой горки по одному; катать друг друга, ведя санки за шнур; подниматься с санками в горку. Скольжение: Самостоятельное скольжение по недлинной наклонной доске и горизонтальной дорожке после разбега. Катание на велосипеде: Все дети должны уметь кататься на трехколесном велосипеде, плавно нажимая на педали поочередно то одной. То другой ногой. В седле сидеть свободно, прямо, не напрягая плеч и рук; держаться за руль непринужденнее, смотреть вперед на 4-5 м. по направлению движения, но не на колесо или под ноги. Купание ( подготовка к плаванию): Купание проводится в бассейне детского сада. Пребывание в воде 5-10 мин.( температура воды градусов. Начинается осваивание в воде. Детей приучают смело входить в воду, окунаться и плескаться на мелком месте. Учатся передвигаться в воде за руки, по одному в разных направлениях, спиной вперед, передвигаясь по дну на руках вперед и назад, в стороны, приучаются ходить в воде в горизонтальном положении, вытянув ноги. учатся погружать лицо в воду. Не проводятся
Возрастная группа Спортивные упражнения Старшая группа Катание на санках: Разрешается спускаться с более крутых и длинных естественных горок. Можно спускаться вдвоем. Скольжение: Скользить поставив руки, например на пояс, за спину и т.д. полезными для овладения являются ритмичные приседания и выпрямления во время скольжения. Катание на велосипеде: Закрепляются и совершенствуются навыки катания на двухколесном велосипеде, особенно езда на повороте вправо и влево и катание по прямой. Детей приучают ездить с разной скоростью. Купание( подготовка к плаванию): Обучение правильному выдоху на суше; обучение скольжению; овладение правильными движениями ног; затем движения совершенствуются в сочетании с продвижением на руках вперед.
Спортивные игры в старшей группе Бадминтон: Обучение начинается с подбрасывания волана вверх без ракетки, не давая ему упасть на землю. Подбрасывать и ловить волан легкими ударами ракетки, не давая упасть на землю.. Подбивать волан. Поворачивая ракетку с каждым ударом другой стороной. Городки: Воспитатель дает правила игры. Дети имитируют бросок биты и ее замах затем они по одному бросают биту в полуконь, стараясь сбить вертикально поставленный городок. Баскетбол: Бросать мяч вверх ( о землю) и ловить двумя руками, подбрасывать и ловить после отскока от земли. Футбол: Перекатывать мяч друг другу правой и левой ногой. Ударять мяч о стену ногой с расчетом, чтобы он откатился обратно к ноге.
Возрастная группа Спортивные упражнения Подготовительная группа Катание на санках: Дети возят друг друга тройками, устраивают веселый санный «поезд», катаются сидя на конце санок спиной вперед и отталкиваясь ногами, катание с горок. Скольжение: Дорожки длинной 6-10 м. дети энергично разбегаются по снегу, а затем скользят по ледяной дорожке стоя или присев. Скатываются, скользя на ногах, и с невысоких горок. Катание на велосипеде: Совершенствуется катание на двухколесном велосипеде в самостоятельной езде без помощи взрослого прямо, с поворотом и по кругу.
Спортивные игры в подготовительной группе Бадминтон: Воспитатель показывает как надо держать ракетку ( как молоток). Имитировать удары ракеткой снизу. Сверху, справа, слева. дети учатся подавать волан ударом ракетки снизу. Настольный теннис: Учить правильно держать ракетку. Выполнять ракеткой движения: поворачивать ракетку вправо и влево, вверх. Подбрасывать и ловить мяч настольного тенниса одной рукой. Городки : Дети один за другим выбивают фигуру «ворота», стремясь затратить меньше бит. Играть командами. Выбивая 4 фигуры. Баскетбол: Самостоятельно играть с мячом. Бросать мяч в кольцо, выполняя упражнение в парах. Перебрасывать мяч в парах. Футбол: В парах передавать мяч правой и левой ногой с расстояния 2-3 м, затем 3-4 м. игра в футбол по 4-5 человек в команде. Каждая команда проводит по два тайма по 3-5 мин
Часть занятия Содержание занятия ДозировкаОрганизационно – методические указания 1 часть (4-5 мин) 1. Подготовка самокатов 2. Вести самокат по прямой 3. Стоя на месте поворачивать руль самоката направо и налево 4. Вести самокат и по ходу движения делать повороты налево и направо мин 1 раз раз 2 раза Радиус поворота выбирает сам ребенок 2 часть ( мин) 1. Вести самокат по кругу в левую и правую сторону 2. Ездить на самокате отталкиваясь правой затем левой ногой при поддержке воспитателя 3. Ездить на самокате самостоятельно раза раза 2 – 4 раза Радиус круга постепенно уменьшать Страховка воспитателя 3 часть 3 (мин) Эстафета «Чья команда быстрее» Малоподвижная игра «Угадай, чей голосок» 2 – 3 раза Развитие ориентировки детей по голосу Примерный план занятия в старшей группе «Катание на самокате» Задачи: учить детей самостоятельно кататься на самокате по прямой отталкиваясь одной ногой, совершенствовать умения вести самокат с поворотами направо, налево, «змейкой». Развивать глазомер, ориентировку в пространстве, воспитывать организованность. Место: спортивная площадка Инвентарь: самокатов, 5 кубиков, 1 мяч
Используемая литература: Адашкявичене Э.И «Спортивные игры и упражнения в детском саду»: Кн.для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992 г. Гербова В.В, Т.С. Комаровой «Физкультурно – оздоровительные занятия» - Волгоград: Учитель, 2010 г. Вареник Е.Н «Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
Спасибо за внимание