Инклюзивное образование как процесс обеспечения доступности и качества образования Чирков А.А., к.м.н., Доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ
Интеграция и Инклюзия Совместное обучение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и детей с нормативным развитием
Дети с ограниченными возможностями здоровья - Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания; -Это дети, имеющие особые образовательные потребности.
Медицинский подход к инвалидности Определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья Основное направление деятельности - минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию (лечение) Обучение ребенка в специализированной школе, детском саду или на дому
Социальная модель инвалидности «Инвалидность - это потеря или ограничение возможностей нормальной жизни в обществе на равных с остальными его членами из-за физических или отношенческих барьеров» (DPI, 1981).
«Это ваш страх, невежество, незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры и дискриминация делают нас инвалидами».
ИНТЕГРАЦИЯ integrate - объединять в единое целое Право быть такими, как все Перемещение учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства Обучение в отдельных классах (КРО) Ребенок должен быть готов для принятия его школой и обществом Не учитывается широкий спектр индивидуальных отличий Преобладает физическая составляющая интеграции
Инклюзия include - включать, иметь в своем составе Утверждается право детей с ОВЗ быть не такими, как все Каждый ученик школой и обществом принимается таким каков он есть Обучение осуществляется в общем со здоровыми сверстниками классе Физическая составляющая интеграции дополняется социальной составляющей.
Инклюзия (включение) процесс развития общего образования, который подразумевает и обеспечивает доступность образования для всех, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели - создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Проиллюстрируем изменения в подходах к организации образования детей с ОВЗ
Обычное образование «Обычный» ребёнок Круглые колышки для круглых отверстий Обычные педагоги Обычные школы
Специальное образование «Особый» ребёнок Квадратные колышки для квадратных отверстий Специальные педагоги Специальные школы
Интегрированнное образование - Адаптация ребёнка к требованиям системы -Превращение квадратных колышков в круглые Система остается неизменной Ребёнок либо адаптируется к системе, либо становится для неё неприемлемым
Инклюзивное образование Все дети разные Все дети могут учиться Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол Адаптация системы к потребностям ребенка
Причины необходимости инклюзии Прирост детей с особыми образовательными потребностями; Узкий рынок специальных услуг; Новый тип родителя, заинтересованного в получении ребенком с ОВЗ цензового образования, проживания в родительской семье; Инновационная нормативно-правовая поддержка; Возникновение новых типов и видов ОУ; Развитие системы ранней помощи.
Ратификация Россией международных Конвенций: О правах ребенка О правах умственно отсталых лиц О правах инвалидов Саламанкская декларация Международная конференция «Развитие инклюзивных школ в России», Москва, ноября 2005 и др.
Демократизация и гуманитаризация общественной жизни, зафиксированные в концепции стандарта 2-го поколения: Реализация конституционного права на образование; Социальная справедливость, требующая обеспечения доступа к качественному образованию всех слоев общества;…
Принятие ФГТ для ДОУ и ФГОС второго поколения для начальной и основной школ, в соответствии с которым предусматривается разработка в ОУ «Программы коррекционной работы»
География инклюзивного образования в РФ Архангельская, Владимирская, Воронежская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Самарская, Томская, Хабаровская области Республики Северного Кавказа Республики Коми, Бурятия и другие субъекты РФ
Кто же такие дети с ОВЗ ?
Виды специальных (коррекционных) учреждений:
замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья
недостатки в развитии личности неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением
Программа коррекционной работы ОУ Организация коррекционной работы в условиях инклюзии
Цель программы оказание комплексной психолого-социально- педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям при освоении ООП.
Задачи программы выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
Оказание помощи обучающимся с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
социальная адаптация и интеграция; формирование социальной компетентности для самореализации; формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальных жизненных ситуаций;
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основные направления работы 1. Диагностическая работа: диагностика нарушений в психическом и (или) физическом развитии; выявление особых образовательных потребностей; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития;
изучение развития эмоционально- волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации;
системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка; Динамика показателей здоровья; Исследование социально- психологического климата в ОУ.
Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется ПМП консилиумом школы и/или ПМП Комиссией (городской, районной, окружной и др.).
2.Коррекционно-развивающая работа Комплексное, индивидуально- ориентированное социально-психолого- педагогическое и медицинское сопровождение; помощь тьютора; выбор оптимальных коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения;
организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально- волевой, познавательной и речевой сфер;
развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования; развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях; социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
консультационная поддержка и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
4.Информационно- просветительская работа информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к условиям реализации программы
1. Организационные условия предусматривать вариативные формы получения образования: обучения в общеобразовательном классе, в коррекционном или интегрированном классе; по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.
различные варианты специального сопровождения в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии; Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций; Взаимодействие специалистов общеобразовательного учреждения обеспечивающее системное сопровождение.
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
2. Психолого-педагогическое обеспечение дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок); психолого-педагогические условия: коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
специализированные условия: выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; здоровьесберегающие условия;
участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
3.Программно-методическое обеспечение используются рабочие коррекционно- развивающие программы социально- педагогической направленности, диагностический и коррекционно- развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя- логопеда, учителя-дефектолога и др.
использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
4. Кадровое обеспечение Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя- дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников.
5.Материально-техническое обеспечение Должно обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения; включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования ;
6. Информационное обеспечение создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно- методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.