Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Мотивация учебной деятельности Различают понятия «мотив» и «цель». Цель это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие.
Типы мотивации Знания Цель (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.) Отрицательная (неуспешная мотивация) (неудобства и неприятности – укоры со стороны родителей, учителей и т.д.) Успешная мотивация Средство достижения Мотивация, связанная с социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) Узколичностная мотивация (одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.) Мотивация, связанная с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) Мотивация, связанная с процессом учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная актуальность, Реализация своих способностей)
5 уровней учебной мотивации 1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности; 2. Хорошая школьная мотивация; 3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью; 4. Низкая школьная мотивация; 5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения 1. - Предоставление свободы выбора 2. - Максимально возможное снятие внешнего контроля 3. - Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика 4. - Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем 5. - Важна ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников 6. - Личность учителя и характер его отношения к ученику 7. - Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации.
Хайнц Хекхаузен (Heinz Heckhausen, ) Его жизнь представляет собой редкий пример верности одной и той же научной проблеме – Проблеме движущих сил поведения человека. Им в команде с другими учеными было проведено много исследований, большинство из них свидетельствует о связи между высокой или ориентированной на успех мотивацией и академической успеваемостью.
Причина спада школьной мотивации У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего Отношение ученика к учителю Отношение учителя к ученику У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельность в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания Личная значимость предмета Умственное развитие ученика Продуктивность учебной деятельности Непонимание цели учения Страх перед школой
Развитие мотивов учения Через усвоение учащимися общественного смысла учения Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем- то заинтересовать его
Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности 1. Способ раскрытия учебного материала 2. Организация работы над предметом малыми группами 3. Отношение между мотивом и целью 4. Проблемность обучения 5. Содержание обучения
Формирование мотивов учебной деятельности Словесные Наглядные и практические методы Репродуктивные и поисковые методы Индуктивные и дедуктивные методы Методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя
Как изучить мотивацию учеников? Методы изучения: Наблюдение за поведением учеников ( во время урока, в различных видах деятельности) Специально подобранные ситуации (экспериментально- подобранные ситуации) (включаются в естественный ход учебного процесса в виде контрольной, Ззадания на классном часе и т.д.) Индивидуальная беседа с учеником (прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика) Анкетирование (массовый сбор материала в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению)
Условия, способствующие формированию позитивных мотивов 1. Осознание ближайших и конечных целей. 2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний. 3. Наличие любознательности у школьников. 4. Положительный психологический климат в классе. 5. Профессиональная направленность в учебной деятельности.
Этапы учебной деятельности 1 этап – мотивационный 2 этап – операционно-познавательный 3 этап – рефлексивно-оценочный
Учитывая тип и способы восприятия каждого ученика, учитель может: 1) привлечь внимание детей; 2) замотивировать их на процесс обучения; 3) дисциплинировать весь класс; 4) подать важное и трудное содержание так, чтобы информацию восприняли все учащиеся; 5) правильно построить опрос, с учетом ведущей репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.; 6) правильно организовать педагогический процесс во время урока.
Приемы, облегчающие учебную деятельность школьников: 1) не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, давать время на обдумывание; 2) желательно, чтобы ответ был в письменной форме; 3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный и сложный материал; нужно разбить его на части и давать по мере усвоения; 4) не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок; 5) формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений; 6) осторожно оценивать неудачи школьников; 7) давать время для проверки написанного; 8) создавать спокойную обстановку, отвлекать в минимальной степени и не переключать внимание.
Выводы: 1. Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. 2. Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. 3. Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя.