Технология критического мышления
Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д. Браус, Д. Вуд
Задачи обучения ТКМ: 1. научить умению работать с текстом – научным, художественным; 2. научить создавать собственные творческие письменные работы; 3. при встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически; 4. представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации
В технологии критического мышления выделяют три стадии: I. вызов; II. осмысление новой информации; III. рефлексия
1 стадия: «Вызов» Задачи: актуализация имеющихся знаний, представлений; пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме; определение направления в изучаемой теме
2 стадия: «Реализация смысла» (осмысление) Задачи: организация активной работы с текстом; удовлетворение познавательных «запросов»; формирование отношения к тексту
3 стадия: «Рефлексия» Задачи: соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы
М Е Т О Д Ы И П Р И Е М Ы
Рабочая таблица: З-Х-У 1. З - что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать 2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться А. Б. 3. Источники, из которых мы намерены получить информацию
Прием «Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы ? Тонкие вопросы ? Объясните, почему…? Почему Вы считаете...? В чем различие…? На что похоже? Кто? Что? Когда? Может? Будет? Мог ли? Верно ли? Согласны ли Вы?
Инсерт Маркировка текста: «v» - информация, которая уже известна ученику. «+» - новое знание, новая информация. « - » - то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. «?» - то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Синквейн (стихотворение из 5 строк) первая строка - тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия …); четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.
каникулы Долгожданные, но недолгие. Планируешь, предполагаешь – не успеваешь! Почему хорошее так быстротечно? Мгновение.
кластер
Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь. Китайская пословица