МБДОУ детский сад «Тополёк» ПРОЕКТ «Моя Родина – Алтайский край» Воспитатель: Овсянникова Ю.В. с.Костин Лог
Вид проекта: творческий, групповой. Участники: дети старшей -подготовительной группы. Сроки реализации: в течение года. Основной раздел программы: познавательное развитие Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: - подбор исторической литературы, - подбор произведений русского народного творчества, - подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), - подготовка разного вида бросового материала - подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, - дидактические игры, - выставки книг, рисунков, поделок, - создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Гипотеза Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма. Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель проекта: Создать условия для воспитания чувства патриотизма, любви к родному краю через совместную познавательную, творческую деятельность детей и взрослых Создать условия для воспитания чувства патриотизма, любви к родному краю через совместную познавательную, творческую деятельность детей и взрослых
ЗАДАЧИ: -закрепить знания детей о своей малой Родине, истории Алтайского края и Барнаула; Родине, истории Алтайского края и Барнаула; -расширить знания детей о флоре и фауне Алтайского края; -воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им; -развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности; -повысить мастерство педагогов в вопросах организации работы по краеведению.
Предполагаемые результаты: Повышение уровня развития воспитанников группы; Повышение уровня развития воспитанников группы; создание познавательной предметной среды в группе; создание познавательной предметной среды в группе; альбом «Красоты Алтайского края»; альбом «Красоты Алтайского края»; фотоархив; фотоархив; виртуальный архив; виртуальный архив; выставка рисунков; выставка рисунков; открытое занятие. открытое занятие.
План работы по реализации проекта Сентябрь Сентябрь «Моя семья» «Моя семья» Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках. Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках. Разгадывание ребуса «7Я». Работа над понятием «7Я».Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение». Разгадывание ребуса «7Я». Работа над понятием «7Я».Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение». Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Чтение художественной литературы. М. Родина. «Мамины руки», Л. Квитко. «Дочка». Чтение художественной литературы. М. Родина. «Мамины руки», Л. Квитко. «Дочка». Викторина «Что ты знаешь о своих родителях?». Викторина «Что ты знаешь о своих родителях?». Совместно с детьми. Лепка и рисование домашней утвари для игры в «семью». Лепка и рисование домашней утвари для игры в «семью». Изготовление панно «Моя семья». (Я - в середине, а по лучам- члены семьи). Изготовление панно «Моя семья». (Я - в середине, а по лучам- члены семьи). Рисование дома для своей семьи. Рисование дома для своей семьи. Совместно с родителями. Совместно с родителями. Семейный праздник «Моя родословная» Семейный праздник «Моя родословная»
Октябрь Октябрь «Я люблю свой детский сад!» «Я люблю свой детский сад!» Беседа о профессии людей, работающих в детском саду. Беседа о профессии людей, работающих в детском саду. Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об истории создания детского сада. Рассматривание альбомов с фотографиями. Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об истории создания детского сада. Рассматривание альбомов с фотографиями. Экскурсия по детскому саду. Беседы с работниками. Экскурсия по детскому саду. Беседы с работниками. Разучивание песни И. Демьянова «Мой любимый детский сад». Разучивание песни И. Демьянова «Мой любимый детский сад». Совместно с детьми. Совместно с детьми. Аппликация «Мой любимый детский сад» Аппликация «Мой любимый детский сад» Совместно с родителями. Совместно с родителями. Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад). Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад). Ноябрь Ноябрь «Моё село» «Моё село» Рассказ воспитателя об истории села Костин Лог (местоположение, особенности застройки, боевое прошлое). Рассказ воспитателя об истории села Костин Лог (местоположение, особенности застройки, боевое прошлое). Рассматривание альбома «История села» Рассматривание альбома «История села» Экскурсия по селу. Экскурсия по селу. Совместно с детьми. Совместно с детьми. Изготовление панно «Село Костин Лог» Изготовление панно «Село Костин Лог» Рисование на тему « Моё село». Рисование на тему « Моё село». Совместно с родителями. Совместно с родителями. Вечер - встреча «Люди села Костин Лог» Вечер - встреча «Люди села Костин Лог»
Декабрь Декабрь «Законы, по которым мы живем» «Законы, по которым мы живем» Беседа о Конституции. Работа над понятием «Гражданин». Беседа о Конституции. Работа над понятием «Гражданин». Чтение отрывков из сказок Ю. Олешин «Три толстяка», Д. Родари «Приключение Чипполино» (беседа о справедливости сказочного государства). Чтение отрывков из сказок Ю. Олешин «Три толстяка», Д. Родари «Приключение Чипполино» (беседа о справедливости сказочного государства). Чтение художественной литературы. В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение художественной литературы. В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо». Законы детям. «Каждый ребенок имеет право». Законы детям. «Каждый ребенок имеет право». Совместно с детьми. Рисование. «Наши права». Рисование. «Наши права». Совместно с родителями. Выставка поделок «Руками детей и их родителей» Выставка поделок «Руками детей и их родителей» Январь Январь «Наша река Обь» «Наша река Обь» Беседа о реке Обь. Показ слайдов. Беседа о реке Обь. Показ слайдов. Игра «Речка». Игра «Речка». Рассказ воспитателя «Загрязнять воду нельзя». Рассказ воспитателя «Загрязнять воду нельзя». Рассказы детей из личного опыта «Кто был на реке Обь». Рассказы детей из личного опыта «Кто был на реке Обь». Совместно с детьми. Аппликация «Рыбы нашего водоема». Аппликация «Рыбы нашего водоема». Совместно с родителями. Оформление фотоальбомов «Река Обь». Презентация альбомов. Оформление фотоальбомов «Река Обь». Презентация альбомов.
Февраль Февраль «Мой дом» «Мой дом» Рассказ детей о своем доме. Рассказ детей о своем доме. Рассматривание семейных фотографий. Рассматривание семейных фотографий. Пословицы о доме. Пословицы о доме. Совместно с детьми. Рисование «Мой дом» Рисование «Мой дом» Конструирование «Дом». Конструирование «Дом». Аппликация «Дом, в котором и живу» Аппликация «Дом, в котором и живу» Совместно с родителями. Изготовление макета «Наш двор». Изготовление макета «Наш двор». Март Март «Мы живем в Алтайском крае» «Мы живем в Алтайском крае» Беседы о людях разных национальностей, живущих в Алтайском крае. Беседы о людях разных национальностей, живущих в Алтайском крае. Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей. Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей. Слушание песен об Алтайском крае. Слушание песен об Алтайском крае. Составление рассказов о будущем Алтайского края. Составление рассказов о будущем Алтайского края. Чтение художественной литературы. С. Погорельский. «Слава хлебу на столе». Чтение художественной литературы. С. Погорельский. «Слава хлебу на столе». Совместно с детьми. Изготовление книжки-малышки «Традиции семьи». Изготовление книжки-малышки «Традиции семьи». Совместно с родителями. Семейные праздники. Презентация. Семейные праздники. Презентация.
Апрель «Барнаул – столица Алтайского края» Показ презентации «Город Барнаул». Рассказ об Алтайском крае. Рассказы детей из личного опыта «Я был в городе». Совместно с детьми. Оформление альбома «Барнаул – столица Алтайского края» Совместно с родителями. Оформление фото стенда «Мы были в Барнауле». Май «Населенные пункты Алтайского края» Рассматривание макета города, села. Рассматривание альбомов «Мой город», «Мое село» Народная песенка-игра «В огороде». Совместно с детьми. Оформление альбома «Алтайский край». Рисование на темы «Село», «Город». Совместно с родителями. Изготовление поделок для оформления участка детского сада.
Предложения по возможному распространению проекта: Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Достигнутые результаты : рост познавательной активности детей повысился на 40 %, анализ результатов усвоения знаний по программе показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей, повышение активности родителей в делах группы