Подготовила: Клочихина Лариса Александровна «Обучение рассказыванию с использованием опорных схем»
Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.
Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи») В данном методе часто используется мнемотаблица из 6-16 квадратов, куда последовательно зарисовываются картинки-ассоциации данных объектов. Состоит из следующих этапов: Обучение детей делению листа бумаги на определенное количество частей. Ориентирование по клеткам, разучивание направлений на листе бумаги. Зарисовка слов в каждой клеточке: слева направо в ряду и сверху вниз построчно. Выработка навыка владения понятиями «горизонтально» и «вертикально».
Метод «крекирования» (от франц. - чертеж, схема, набросок) Данный метод производится с мнемотаблицей. Задание к мнемотаблице дается несколько другого характера: воспитатель называет слова, а дети в клеточках рисуют символы услышанных слов слева направо. Затем повторяют ту последовательность слов, которую прочитал им педагог в определенной последовательности. Метод «крекирования» часто используют для запоминания стихотворений и рассказов, которые в последствие нужно пересказать. На основе метода «крекирования» дети играют в игры-путешествия по задуманным чертежам- картам, находят необходимые предметы, а в последствие, сами составляют планы-карты для задуманного маршрута, организуя тем самым игру, что обучает ребенка умению ориентироваться в окружающем его мире.
Метод, использующий образное мышление (эйдетизм) Состоит из следующих этапов: Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию. Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства. Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов. «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное зарисовывает.
Метод Цицерона Этот метод состоит из трех этапов: Зрительное запоминание предметов при акцентировании педагога. Переключение внимания детей на другой, не связанный с первым объект. Воспроизведение в памяти местонахождение первоначально увиденных предметов и расстановка их по местам.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский