Урок как целостная дидактическая система (методический практикум) Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком Сергей Иосифович Гессен ( г.г.) Русский педагог
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроке. Задачи практикума - Спроектировать урок как целостную дидактическую систему; - Создать условия для проявления рефлексивных способностей учителя и педагогического коллектива; - Применить на практике технологию коллективной мыследеятельности. Урок как целостная дидактическая система
Урок глазами учеников Для учащихся 9, 10, 11 классов урок – это: - Получение знаний – 34 уч-ся; - Что пригодится в дальнейшем – 13 уч-ся; - Определенное время – 12 уч-ся; - Получение информации – 5 уч-ся; - Процесс, общение с учителем – 4 уч-ся; - Опыт, необходимо для сдачи экзаменов, оценка – 3 уч-ся; - Объектно-субъектные отношения, объяснение учителя - 2 уч-ся; - Диалог, движение, развитие, открытие, интерес, учение, систематизация знаний, проверка себя, общение с педагогом, общение с учениками, слушание, лекция – 1 уч-ся Урок как целостная дидактическая система
Урок сегодня – это… Смысловое содержание понятий: работа (действие, деятельность), учебная работа, учебный час, нечто поучительное (как результат полезной работы), брать уроки или давать уроки (как деятельность субъекта) Задание. Сформулируйте определение: Урок – это…. Урок- организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенный срок. Урок как целостная дидактическая система
« Если учитель хоть изредка умеет говорить с учениками так, что у них от умиления или радости навертываются слезы на глаза, то ему не нужно прибегать ни к наказаниям, ни к отметкам – и без них дети будут работать» За годы ХХ столетия уроку было дано множество ярких эпитетов: традиционный и современный, комбинированный, синтетический или без этапный, адаптивный или эффективный, интегрированный, нестандартный, проблемный, развивающий, инновационный, личностно-ориентированный. ВНИМАНИЕ – ВОПРОС Хороший – какой это урок? Урок как целостная дидактическая система
Проектирование урока как технологической цепочки Урок как целостная дидактическая система У Р О К Проектирование урока Целеполагание на уроке Отбор содержания учебного материала Методы и приемы Формы организации деятельности учащихся Подготовка к домашней работе Оценка, самооценка деятельности Рефлексия
ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ УРОКА Урок как целостная дидактическая система Стратегические цели образования Цели обучения Общие Частные Начальная школа Основная школа Старшая школа Цели урока Главная дидактическая цель урока (три функции: обучения, развития, воспитания) Обучающие цели Развивающие цели Воспитывающие цели
Отбор учебного материала !!! Все наносное, необязательное, ту шелуху, которой оброс современный урок, необходимо безжалостно отсеивать как излишество и перебор Урок как целостная дидактическая система
Выбор методов и приемов обучения !!! Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения, развития и воспитания. «Метод» и «способ» - это слова синонимического ряда. Урок как целостная дидактическая система
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке !!! Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которой учитель добивается включения учеников в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы Урок как целостная дидактическая система
Оценочная деятельность на уроке !!! Контроль – это процедура получения информации о деятельности и ее результатах. Оценивание – процесс соотношения полученных результатов и запланированной цели. Оценить – значит, установить степень, уровень или качество. Оценка – это мнение о ценности, уровне или значении. Отметка – это результата процесса оценивания, его условно - формальное выражение, то есть выражение в баллах. Урок как целостная дидактическая система
Урок и домашнее задание !!! Домашнее задание должно быть: - логическим продолжением прошедшего урока и началом следующего - оптимальным по объему - вариативным по содержанию - и прежде всего необходимым самому ученику. Урок как целостная дидактическая система
Рефлексия (прием обратной связи) !!! В конце урока учитель просит поднять руки тех, кто сможет ответить на подобранные разноуровневые вопросы. Первый вопрос – для выявления уровня знаний стандарта Второй - повышенного уровня Третий – творческий уровень. Количество поднятых рук будет свидетельствовать о результативности усвоения главной идеи содержания учебного материала. Такой прием хорошо стимулирует деятельность учащихся: они знают, что отсутствие работы на уроке будет обнаружено. Урок как целостная дидактическая система