«Двенадцать» А.А. Блок «Мир и братство народов- вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок. Рыжкова Надежда Михайловна учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ 14
« Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию! А. Блок.
В дни Октября. Великий Октябрь открыл перед Блоком новые горизонты. Современники свидетельствуют, что события 25 октября (7 ноября) он встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции. В 1917 году для него «содержанием всей жизни становится всемирная Революция, во главе которой стоит Россия». Блок увлечен пафосом коллективизма: «Революция это: я не один, а мы. Реакция одиночество, бездарность...» дневник 1918 г. Тогда же Блок решительно призывает к сотрудничеству с большевиками, категорически отвечая на вопрос одной газеты: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» «Может и обязана... Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков это символы интеллигенции».Летом 1917 года Блок присутствует на первом съезде Советов. Осенью участвует в совещании представителей литературно-художественной интеллигенции, созванном в Смольном по инициативе ВЦИК. В 1918 году работает в комиссии по изданию классиков, в коллегии издательства «Всемирная литература, затем председателем режиссерского управления Большого драматического театра. Творческий подъем, вызванный революцией, обусловил создание самого значительного произведения Блока поэмы «Двенадцать».
«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты». «Сегодня я – гений! «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью. А. Блок А. Блок.
«Революционный держите шаг!» Поэма «Двенадцать». Написанная в январе 1918 года, это первая крупная послеоктябрьская поэма, в которой воплощена революционная современность. Характерная особенность поэмы - органическое слияние реалистического и романтического начал.
I.: I.Смысл заглавия: 12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов Христа - разносчики учения Христа. В своей знаменитой книге "Десять дней, которые потрясли мир" Джон Рид писал: "Пикеты по двенадцать солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках…», 12 апостолов, 12 часов = роковой час судьбы, 12 месяцев в году = круг, 12 глав поэмы
III.Жанр : поэма - лиро-эпический жанр: живые, движущиеся, озвученные картины реальности, поданные в ключе картинок с натуры. В «Двенадцати» калейдоскопически сменяющиеся картины-главки, каждая из которых выглядит как моментальный снимок, складываются в масштабную панораму. Это эпос революции. Лирическое начало - в начальной картине-пейзаже, в заключительных строфах. II.Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей.
IV.Идея: IV.Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. V.Проблема: 1 )ВРЕМЯ- ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ; 2 )проблема СВОБОДЫ; 3 )БУДУЩЕЕ РОССИИ
VI. Система образов VII. Композиция
Композиционно поэма разбита на двенадцать главок, последовательно развертывающих сюжет. Двенадцать враги старого мира, но они сами вышли из него, сформировались в его недрах, не могут сразу избавиться от его «родимых пятен». Поэт символически передает это образом старого мира «пса безродного», который не отстает от них, ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение, что «все дозволено»: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!» Поначалу в их облике запечатлены черты не пролетарского авангарда, а анархиствующей вольницы. Автор не «приподнимает» своих героев, показывает грубость и стихийность буйной ватаги.
VIII. Символика произведения Ветер, вьюга, снег - стихия, всемирный масштаб событий. Двенадцать красноармейцев. Женщина – символ возрождения. Буржуй, барыня, поэт-вития – самые простые образы, представители старого мира. Пес безродный - символ старого мира. Иисус Христос.
Ветер, вьюга, снег - стихия, всемирный масштаб событий. Стихия – символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; 12 апостолов революционной идеи обещают «раздуть мировой пожар», разыгрывается вьюга. Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! 12 апостолов революционной идеи обещают «раздуть мировой пожар», разыгрывается вьюга.
С первых строчек подсознательно возникает ощущение опасности, есть сила, выбивающая человека из привычной, размеренной жизни. Тяжесть такого времени подтверждают и следующие слова: Под снежком - ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок…скользит. Но эта стихия одинакова ко всем: Ветер веселый И зол и рад…. Рвет, мнет и носит Большой плакат: "Вся власть Учредительному собранию"... Символично, что во время бури Не видать совсем друг друга За четыре за шага! Люди становятся бесчувственными к чужому горю.
Как раскрываются образы 12 красноармейцев? Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. С одной стороны, это люди, видящие свой высокий революционный долг борьбе в невидимым врагом (Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! ) и готовые его исполнить. С другой в их психологии отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы» Запирайте этажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба Гуляет нынче голытьба! 2 глава. В их описании Блок достаточно прям: В зубах - цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет (ромб нашивался каторжанам)
Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! "Свобода без креста" - в их устах это звучит как разгульный, разбойничий клич. За ним кроется развязность рук для всего, о чем вчера еще только в мечтах помыслить могли, отрешение от принудительно навязанных "правил". Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь – В кондовую, В избяную, В толстозадую! Это случайность? Или так он хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси? Двенадцать красногвардейцев пробираются сквозь лютую вьюгу; они "ко всему готовы", настороженны; их ведет вперед инстинкт, но они еще толком не представляют себе до конца весь смысл своей борьбы, своего "державного шага" в будущее.
Не без зависти думают они о тепле и кабаке, в котором обретаются Ванька с Катькой. При столкновении с Ванькой, в героях проявляется не только зависть к его беспечальному житью, к его лихости и удачливости, но и месть за измену товарищам, их общему, пусть даже неясно представляемому, делу)
Убийство Катьки воспринимается ими как революционное возмездие, как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них. Друзья Петьки недовольны им за то, что он слишком бурно предается своему горю и дорогим воспоминаниям, они не дают ему задуматься над своим поступком, «душу наизнанку» вывернуть. 7 глава. Скорбь Петрухи является помехой красногвардейцам. Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой!
А как ведёт себя Петруха? Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча... ах! Упокой, господи, душу рабы твоея...Скучно! «У бедного убийцы не видать совсем лица", он прячет свою растерянность от товарищей. После убийства перед нами выступает лицо человека любящего, оскорбленного, страдающего. За ухарской бравадой обнаружилась запрятанная личная драма. Понятно, что человеческие ценности не совсем потеряны в этом человеке. Может, этим объясняются слова в конце 8 главы: «Упокой, господи, душу рабы твоея...Скучно!» возможно, принадлежавшие Петрухе)
Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
11 глава. И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... Случайно ли у Блока в конце многоточие? (ожидание чего-то страшного от того, кому ничего в этом мире не жаль?..) Вывод: свобода нарушать Христовы заповеди, а именно –убивать – трансформируются в стихию вседозволенности. В крови 12 дозорных – «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй. На протяжении всей поэмы красноармейцы идут «без креста» в душе, без веры, без Бога.
Женщина – символ возрождения. Помнишь, Катя, офицера - Не ушел он от ножа... Не ушел он от ножа... Голос самого поэта, чувствующего вину всего общества перед этой судьбой, сливается в оплакивании Катьки голосом Петрухи. Вывод: любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Убивая Катьку, патруль убивает будущее.
. Образы представителей старого мира. Старушка убивается - плачет, Никак не поймет… На что такой плакат, Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий - раздет, разут.
Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. Обратясь к одному из эпиграфов поэмы, мы увидим, как сам Блок видит миссию поэта (и писателя) – это человек, видящий дальше и больше обычных людей. И если писатель говорит: «Погибла Россия!», значит, он почувствовал то, что не смогли почувствовать другие. Он не может говорить громко, чтобы его услышали все, он говорит вполголоса, ведь наступила хоть и пролетарская, но диктатура.
«А Катька где?- Мертва, мертва! Простреленная голова!»
Пес безродный - символ старого мира. Один из сквозных символов в поэме «старый мир, как пес безродный», «пес паршивый», «пес голодный», «скалит зубы», «не отстает» от красногвардейцев. Это символ огромной обобщающей силы. Вывод: нельзя построить что-то на пустыре, не имея корней, основы. Нельзя старый мир «разрушить до основания» и построить новый мир, чтобы тот, «кто был никем» стал всем. История страны, какой бы она ни была – часть нашей любви к Родине.
Иисус Христос. Какое отношение имеет Христос к содержанию поэмы? Какое отношение имеет Христос к содержанию поэмы? В гг. Блок, увлечённый борьбой со старым миром, желая В гг. Блок, увлечённый борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдёт «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. Но уже в 1918 году появляется новый мотив в его творчестве, воплощённый в образе Христа – мотив вселенской целесообразности, разумности, высшего начала. Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки» («Он (Иисус)идет с ними, а надо, чтобы шел Другой», т.е. Антихрист, – запись от 20 февраля 1918). Другими словами, изначально было бы правомернее рядом Другими словами, изначально было бы правомернее рядом с шествующим патрулём изобразить не покидающего их Антихриста. В тех же дневниковых записях мы читаем: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа…» -
Каково отношение к Богу у красноармейцев? Они не будут ни в чём разбираться, а откроют сразу пальбу. И кто попадёт в эту перестрелку – неважно (ср. случайное убийство Катьки). Двенадцать идут «державным шагом» вдаль. Какое значение имеет это пространственное измерение у Блока? (даль – справедливое, светлое будущее)27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что всё происходящее – от падения религии…» Можно ли сказать, что в своей поэме Блок обозначил для революционеров перспективу грядущую веру в Христовы заповеди? Бойцы проходят путь от свободы «без креста» к истинной свободе – с Христом. И эта метаморфоза происходит помимо их воли, так как это проявление высшего начала. Эти герои обрели друг друга (вспомним историю – Иисус был с теми, кому плохо). В образе Христа заключены идеи: искупление Христом очередного кровавого греха людей прощения.
XI. Художественные средства
X.: X.Полемика: Своей поэму считали и красные и белые…» «Двенадцать» «-» И.Бунин : «вульгарное, безобразное, больше ничего» М.Горький, М.Волошин: «12 распяли Христа («дневниковая запись революционных дней».) «+» Луначарский : «Первое произведение о революции».
Источники информации 1. Крыщук Н. П. Открой мои книги…», (Разговор о Блоке):Документ. – биограф. очерк / Гравюры на дереве и оформл. В. Бродского.- 2-е изд. –Л.: Дет. Литер., Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блок. Л., Орлов В. Гамаюн. Жизнь Блока. М., В. Енишеров, «Биография в фотографиях. А. Блок». Журнал «Прометей»,13, 1980 г. 4. Схемы к урокам. Автор учитель русского языка Юханова Е. Н. МОУ СОШ 4, г. Комсомольск – на - Амуре, Хабаровского края. 5. Изображения взяты из книг: Крыщук Н.П. Открой мои книги, Журнала «Прометей».