Подготовила: учитель русского языка и литературы Клименко Татьяна Юрьевна МКОУ Аннинская СОШ 3 Идеальный тип человека современности и ближайшего будущего: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД самостоятельный предприимчивый ответственный коммуникабельный толерантный способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию работать в команде и т.д.
компетенциями. Необходимость обучения подобным качествам по существу и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом. Отсюда и компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями.
Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности / результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач / проблем Компетенция -1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. «Компетентность» обозначает характеристику человека, а «компетенция» - характеризует то, чем человек обладает.
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Обновление образовательного процесса – это содержательный ресурс переориентации школы на работу в логике иного подхода к оценке успешности образования. Компетентностный подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования. Он определяет приоритеты, направление изменения образовательного процесса. Одной из форм компетентностного подхода стал переход ОУ на предпрофильное и профильное обучение.
О Б У Ч Е Н И Е Обучение в традиционном подходе - это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений подрастающему поколению. Обучение при компетентностном подходе - это процесс приобретения опыта решения значимых практико- ориентированных проблем.
Р Е З У Л Ь Т А Т Результат в традиционном образовании понимается прежде всего как определенная сумма знаний и умений, личность, достаточно эффективно функционирующая в условиях стабильного общества. Показателем этого является успешное преодоление учеником «фильтра» (переходных испытаний разного рода). Результат обучения это воспроизведение процесса («Что объясняем, то и спрашиваем»). Другими словами, заданный результат предполагает точное воспроизведение образца, трансляцию без искажений, успешность определяется сопоставлением с эталоном. Результат при компетентностном подходе готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения. При компетентностном подходе эталон в принципе не задается, а обучение и проверка результата ведутся на нестандартных задачах.
И Д Е Я Традиционное образование основывается на идее централизованного и многоуровневого контроля, осуществляемого учителем по традиционной 5-балльной шкале, а над учителем по схеме «выполнено не выполнено» касательно всех пунктов предписаний. Такая система оценивания не стимулирует к решению нестандартных задач, так как их невозможно оценить однозначно. Компетентностно- ориентированное образование требует дополнения внутреннего учительского контроля самоконтролем и самооценкой, значимостью внешней экспертной оценки отчуждаемых продуктов учебной деятельности, считает более адекватными рейтинговые, накопительные системы оценивания, создание портфолио как инструмента для представления учеником себя и своих достижений вне школы.
И З М Е Н Е Н И Я В М Е Т О Д И К Е Традиционное образование основывается на идее педагогики требований. Для успешного ученика предполагается сочетание активности и послушности. Традиционная школа все еще регламентирует процесс образования. В компетентностно- ориентированном образовании можно говорить о педагогике возможностей, в основе мотивации компетентности лежит мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности. компетентностно- ориентированное образование говорит именно о регламентации результата.
П О З И Ц И Я У Ч И Т Е Л Я Позиция учителя в традиционном образовании инициативное и ответственное лицо, судья, позиция старшего, носителя «сакрального знания», передающего фрагменты этого знания лучшим. В новом компетентностном подходе учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, толкователя «правил игры», «администратора сети», он лишь организует (регулирует, направляет) процесс.
П О З И Ц И Я У Ч Е Н И К А Позиция ученика в традиционном образовании - подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий в компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обучения занимает разные позиции внутри педагогического взаимодействия.
У Р О К В традиционном уроке учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, и оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит репродуктивный характер. Знания и способы действий передаются учащимся в готовом виде, т.е. предназначены для воспроизводящего усвоения. В компетентностном образовании урок сохраняется как одна из возможных форм организации обучения, но упор делается на расширении применения иных, неурочных форм организации занятий сессия, группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке или компьютерном классе и пр.
Компетентностный подход позволяет: - согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; - подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе; -подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам; - повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся; - облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того: на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании; - разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации; - не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо специальных «воспитательных мероприятий» или особых «воспитывающих уроков», а учащийся понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.