педагогическая концепция учителя начальных классов Поддубняк М.В.
Поддубняк Марина Викторовна учитель начальных классов Волосовской начальной общеобразовательной школы
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Аксиомой является мысль о том, что начальная школа - основа всего дальнейшего образования человека. Главная цель начального образования формулируется двумя словами: научить учиться.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования. Поэтому основой своей педагогической деятельности, я считаю: «Педагогические возможности использования информационно – коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов»
Создание условий для всестороннего развития каждого ученика, раскрытие его возможностей, талантов, способности действовать в различных жизненных ситуациях как личность – это главная моя педагогическая цель.
Гипотеза: Построение процесса познания на уроке и внеурочной деятельности так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия. Формирование положительных мотивов учебной деятельности, познавательного интереса; развитие интеллектуальной сферы обучающихся через развивающие игры и занимательные задания, поисково-исследовательскую деятельность и проектное обучение; расширение кругозора учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету.
Увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Создание у школьников установки на творчество, на свободный, но ответственный выбор. Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта; Последовательное формирование у школьников обобщенных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной, справочной литературой; Проведение фенологических наблюдений, опытов, измерений; Воспитание бережного отношения к природе, результатам труда людей, формирование экологической культуры. Изучение взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
Ожидаемый результат: сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Психолого-педагогические аспекты взаимодействия человека и компьютера. ИК-технологии повысят продуктивность учебно- воспитательного процесса только в том случае, если учитель хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения. Современные информационные технологии имеют для воплощения золотого правила дидактики, сформулированного еще Я.А.Коменским, широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения. Я, как учитель, строю свою концепцию на законах формирования психологической структуры познавательных процессов, разработанных великими педагогами -психологами Л.С.Выгодским, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Сахаровым, А.Н. Соколовым и др.
Возможности ИКТ: создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ; обобщение методического опыта в электронном виде и т. д. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
Применение ИКТ для обозначения темы урока; в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.); для индивидуальной работы; для закрепления изученного материала; для домашнего задания; для контроля учащихся.
Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует: повышению мотивации к учению, повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, развитие наглядно-образного, информационного мышления, развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению активности и инициативности младших школьников на уроке, повышению уровня комфортности обучения.
Технология проблемно-диалогического обучения. Технология формирования правильного типа читательской деятельности. Технология оценивания описывает правила: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «по каким критериям оценивать». Для передачи знаний, развития воспитания детей использую информационно – компьютерные технологии. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Использование технологий обучения
Использование на уроках разнообразие методов и организационных форм: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира; разнообразие организационных форм; работа в группах и парах; индивидуальные задания; уроки в предметных классах; экскурсии и учебные прогулки; коллективное решение проблемных вопросов; встречи с людьми различных профессий; посильная деятельность по охране среды.
Изучаем историю родного города
Лучше один раз увидеть, чем один раз услышать
«Не с курьёзами и диковинками науки Должно в школе занимать дитя, А, напротив – приучить его находить Занимательное в том, Что его беспрестанно и повсюду окружает». К.Д. Ушинский