Слова - паразиты и речевая культура
В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Актуальность исследования Н.В.Гоголь
Актуальность исследования Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.
Цель исследования Изучение проблемы засорённости речи словами- паразитами в микросреде учащихся техникума, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания учащихся и преподавателей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
Гипотеза Большинство обучающихся бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.
Задачи дать определение и классифицировать слова-паразиты исследовать частотность употребления слов-паразитов, состав этих структурных единиц (провести анкетирование на 1, 2 курсе) выявить взаимосвязь между употреблением слов- паразитов и речевой ситуацией
Структура работы Слова-паразиты как речевая единица Классификация слов-паразитов в речи Исследование частотности употребления слов-паразитов в речи учащимися и педагогами
Определение Слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения. Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла целого. Согласно правилам языка, в фразе не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Слова, не несущие смысловой нагрузки, принято называть сорняками (паразитами). Сами по себе эти слова не сорняки (в языке ненужных слов нет), но могут становиться ими в речи отдельных людей, недостаточно владеющих языком. Говорящий с трудом подбирает нужные слова, вынужден делать длинные паузы и заполняет их семантически пустыми лексическими единицами.
Исследование частотности употребления слов - паразитов Мы предположили, что частота употребления слов-паразитов на уроке может варьироваться в зависимости от общей усталости участников полилога, их несобранности, неготовности к работе.
Исследование частотности употребления слов - паразитов На основании этой таблицы можно сделать следующие выводы: 1. Однозначно можно сказать, что частотность употребления слов-паразитов на первом и последнем уроках в среднем в 3-4 раза выше, чем на других уроках. Причем данные подтверждаются как в отношении учителя, так и в отношении учащихся. 2. В начале и конце недели количество употреблений слов-паразитов приблизительно одинаково, хотя стоит отметить явное его увеличение среди употреблений учащихся на последнем уроке в пятницу, что можно объяснить как усталостью, так и особенностью предмета (устный). Надо оговориться, что на устных предметах вообще их количество заметно больше. 3. Частотность употребления паразитов в речи учащимися в среднем выше, чем педагогами, причем в течение недели у учащихся она стабильно высокая, а у педагогов немного снижается (10%).
Исследование частотности употребления слов - паразитов 4. Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов является ну (его использовали 42 раза, из них учитель – 1 раз); вот (использовали 43 раза); 5. Наиболее «любимы» учителями слова в общем, как бы, так сказать, значит, что, вероятно, связано со спецификой задачи педагога на уроке: объяснение, пояснение материала, его обобщение и приведение в систему; 6.Ученики, кроме уже названных вот и ну, отдают предпочтение словам как бы, я не знаю, собственно говоря, в принципе, значит, прежде всего, вообще; 7. Случаи употребления слов так вот, скажем и то есть редки.
Исследование частотности употребления слов - паразитов Полученные результаты косвенно подтверждают нашу гипотезу, но мы решили рассмотреть употребление слов- паразитов в речи учащихся и преподавателей с точки зрения их коммуникативной функции, воспользовавшись описанной нами классификацией Ю.Дараган (глава II). Результат наблюдения представлен двумя диаграммами:
Исследование частотности употребления слов - паразитов Слова-паразиты в речи педагогов Слова-паразиты в речи учащихся
Анкетирование учащихся с целью выяснения осведомлённости о словах-паразитах
На диаграмме видно, что по 24% учащихся узнали о словах-паразитах из дома и школы, 20% из телевизора и 12% из интернета
Диаграмма иллюстрирует внимание учащихся к своей речи
Никто из респондентов не назвал других причин употребления слов-паразитов, кроме перечисленных
69% не прилагают никаких усилий, чтобы следить за чистотой речи
Анализ полученных результатов Результаты исследования показали нам, что все подростки употребляют в своей речи слова-паразиты. Подавляющее большинство в своей речи их не замечает и далеко не все понимают необходимость их искоренения из языка. К бесспорным лидерам среди паразитических конструкций в речи современных школьников можно отнести слово «БЛИН». Различия в употреблении слов-паразитов есть в соотношении полов. Девочки признаются, что используют в речи такие слова, мальчики же либо скрывают недостатки речи, либо не замечают их. Таким образом, подтвердилась наша гипотеза.
Избавляйся от слов-паразитов!
Заключение 1. На уроках наблюдается средняя степень засоренности речи участников учебного процесса словами-паразитами, поскольку их использование в большей степени определяется сложностью, критичностью момента речи или языковой ситуацией, связанной со спецификой работы. 2. Частотность употребления слов-паразитов выше на первых и последних уроках, что может быть связано с отсутствием концентрации и усталостью участников диалога. 3. Количество слов-паразитов в речи учащихся возрастает на предметах гуманитарного цикла, что связано с необходимостью конструирования монологического высказывания спонтанного характера. 4.Важное, на наш взгляд, наблюдение состоит в том, что больше половины опрошенных не знают, что такое слова-паразиты в речи, путая их с жаргонизмами, арготизмами и т.п. К этому числу относятся и педагоги.
Рекомендации тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»; сделайте вдох, когда чувствуете искушение сказать что-то вроде «мкм» (образуется пауза; но молчание всегда лучше любых «мкм»); меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «мм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «торможу я»; попросите кого-либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово-паразита: щипал, колол или отбирал тысячу рублей; читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. И.С.Тургенев